В прокат выходит фильм "Точка обстрела" с Сигурни Уивер, Форестом Уитакером и Мэтью Фоксом, в которой разные точки зрения сливаются в одну, гремят взрывы, свистят пули, а Америка чуть не уничтожает лучшую страну Африки.
В Саламанке (Испания) проходит антитеррористический форум, на котором должен выступить президент США (высокий и лысый; разве такие бывают?) и создать новую коалицию из 150 стран, которая наверняка окончательно с терроризмом покончит. Терроризм не согласен, поэтому президента убьют, а вместе с ним взорвут еще некоторое количество людей – с учетом тех, кто должен погибнуть в давке, счет мертвецов должен перевалить за пару тысяч человек. Все это видит много народу. Во-первых, продюсер телетрансляции (Сигурни Уивер, страшная, злобная и красивая, как обычно). Во-вторых, секретный агент (Мэтью Фокс из "Остаться в живых", чей приезд так всполошил Москву и чье участие в фильме осталось почти незамеченным на родине) и его напарник (Деннис Куэйд), уже однажды спасший президента от пули. А так же толстяк-негр (Форест Уитакер), который тут вообще случайно, но всю жизнь мечтал быть героем, и агент испанской полиции. Каждый из них проживает пятнадцать минут, а когда они заканчиваются, камера включает задний ход, и кадры быстро-быстро мелькают, перематываясь к исходной точке. Вжжжжжжжик!
Сразу после убийства окружающая президента американская военщина пытается отдать приказ бомбить Марокко – приказ настолько абсурдный, что даже сам президент (именно он, не удивляйтесь) слегка опешил. Марокко! Сладкий чай с мятой! Кальяны и гигантские развалы фальшивого серебра! Там даже нефти нет!
В результате получается отличное кино. Не так часто на экране убивают президента единственной сверхдержавы – а тут это делают снова и снова. Взрывы, которые понарошку убивают тысячу человек, доставляют зрителю какое-то извращенное удовольствие – а тут их много. Злодеи делают свое черное дело в кузове скорой помощи – а вы знаете, что на самом деле творят врачи-убийцы внутри "Мерседеса" с красным крестом?
Фильм этот обладает одним несомненным достоинством – он невероятно бодр. Толстячок (Уитакер) бежит-бежит и непрерывно всех спасает, довольно немолодой уже секретный агент (Дэннис Куэйд) гонится на чьем-то "оппеле" за злоумышленниками и это, надо отдать должное создателям фильма, одна из самых зажигательных автомобильных погонь в кино последних лет. Нет, в самом деле: попробуйте ехать очень быстро по узкой улице, по брусчатке и в пробке. Все взрывается, все стреляют, потом быстрая обратная перемотка – соскучиться не успеваешь, хотя слегка укачивает под конец.
Конечно, фильм при этом феерически глуп. Если бы он был комиксом, не нужно было бы обращать внимания на многочисленные сюжетные дыры размером с выходное отверстие пули 45-го калибра, но это ведь типа политическая драма с моралью, к тому же без главной героини, практически артхаус.
То есть, если расслабиться (а кто на таком фильме будет напрягаться?), то можно получить свою долю удовольствия. Но тут возникает вопрос о форме. Рассказ одной и той же истории разными очевидцами или разными способами – очень солидный киноприем, который кто только не использовал – от Куросавы до Чжана Имоу в «Герое» и Брайана де Пальмы в «Отредактировано». Смысл этого приема, грубо говоря, в том, что все рассказывают разные истории, два очевидца, увидевшие одно и то же, видели на самом деле принципиально разные вещи, и это как раз то, о чем говорит режиссер фильма Пит Трэвис в интервью и многочисленных пресс-релизах. Но на самом деле они все видят одно и то же. Повторяющиеся эпизоды настолько одинаковы, в них так много объективной реальности и так мало точки зрения, или индивидуального восприятия, или хотя бы очевидческого вранья, что непонятно, зачем было вообще связываться с этой бодягой с разными перспективами, вполне можно было снять фильм более линейно, вряд ли от этого он бы стал сильно глупее.
И, кстати, режиссер, очевидно, сам все это не очень понимает – последняя треть фильма обойдется без ускоренных обратных перемоток, добро победит в конце, а президент отделается нетяжелыми ранами и победит терроризм так, что сладкий мятный чай с корицей не пострадает.