Чтобы принять героев и начать им сопереживать, нужно поверить в их реальность и близость обычному человеку. Хорошо бы, чтобы они одевались в привычную одежду, ели доступную еду, жили в узнаваемых условиях – во всем были своими
Железный дровосек
Легенда мирового кино «Волшебник страны Оз» рождалась в муках – фильм пережил немало тяжелых дней, сказкой съемки назвать не повернется язык, а актерам пришлось пережить множество неприятных минут. Бадди Эбсен, например, даже отправился на больничную койку, и все из-за костюма Железного дровосека. Впрочем, с самим костюмом все было в порядке, он был тяжелым, неудобным, но нахождение в нем было вполне терпимым, а вот грим, которым актера «украшали» перед каждым выходом в кадр, оказался опасным для жизни. Уникальный серебряный цвет лица Эбсена достигался нанесением пудры на основе алюминиевой пыли. Девять дней съемок прошли относительно спокойно, а потом актер начал жаловаться на слабость, головокружение и затрудненное дыхание, причем последнее закончилось транспортировкой в госпиталь в специальной кислородной камере. Тесты показали, что у актера имеется опасная аллергическая реакция на частицы алюминия в пудре, гримерам пришлось срочно искать замену состава, который несколько дней постоянно находился на лице актера, а вместо заболевшего Эбсена в железный костюм нарядился Джек Хейли.
Белая тройка Тони Манеро
Ирония судьбы – с выходом в прокат «Лихорадки субботнего вечера» Джон Траволта превратился в икону стиля, а вот популярность стиля «диско», ритмы которого воспеты в картины, на момент съемок ленты уже сходила на нет. На популярность мюзикла это не повлияло, а вот с нарядом главного героя пришлось повозиться – такая одежда уже просто пропала с прилавков. Подходящие костюмы для Джона Траволты пришлось искать по всему Нью-Йорку, причем художники по костюмам, дизайнеры и ассистенты потеряли надежду и вместо магазинов в центральной части города стали обследовать пригороды и секонд-хенды. В результате туфли на платформе и брюки-клеш были найдены в Гринвич-виллидж, а знаменитый белоснежный костюм-тройка был обнаружен в дешевом магазине мужской одежды в переулке Бруклина. Химчистке пришлось постараться, чтобы навести блеск, но работа того стоила.
Маска Майкла Майерса
Один из культовых злодеев золотого века американских слэшеров Майкл Майерс известен не только своей жестокостью и огромным числом жертв, из череды злодеев его выделяет зловещая маска. Но далеко не всем поклонникам фильма известно происхождение скрывающей истинное лицо маньяка накладки – оказывается, на своей голове актер Ник Кастл носил шуточную маску… Уильяма Шэтнера. Художник по костюмам Томми Ли Уоллес приобрел «голову» Капитана Кирка в магазинчике с товарами для празднования Ночи Всех Святых. Остальное – дело техники, Уоллес расширил вырезы глаз, придал маске серо-сизый цвет, нанес несколько порезов и шрамов. В конечном счете Майерс перестал быть похожим на Шэтнера, но зато Джон Карпентер оказался крайне доволен находкой. Кстати, и Джейми Ли Кертис для этого фильма была наряжена очень экономно – весь гардероб Лори был куплен на распродажах всего за сто долларов.
Брюки Сэнди
Появление героини Оливии Ньютон-Джон в финале «Бриолина» в черной обтягивающей одежде – одна из самых известных сцен не только фильма, но и жанра киномюзиклов вообще. И, нельзя не отметить, преображение Сэнди было действительно впечатляющим, но тяжело оно далось не только персонажу, но и костюмерам. Да и актрисе вряд ли можно позавидовать – в свои узкие черные брюки Оливия была буквально зашита. Культовый костюм лишь на экране сводит зрителя с ума от прилива страсти, на площадке участники съемок едва ли не молились на то, чтобы актрисе не приспичило в туалет, потому что обтягивающие брюки для простой процедуры приходилось распарывать, а потом зашивать снова. А весь коллектив в это время ожидал возвращения будущей звезды.
Ксеноморф
Когда швейцарский художник Ганс Рудольф Гигер окончательно определился с дизайном инопланетной твари фильма Ридли Скотта «Чужой», для построения макетов и наряда Боладжи Бадеджо в ход пошло все, до чего авторы фильма только могли дотянуться. В число компонентов экранного Чужого вошли детали автомобиля, килограммы пластилина, позвонки змей, но наиболее изящное решение было найдено для омерзительной морды чудовища. Текущая из пасти ксеноморфа жижа – не что иное, как интимная смазка, которую художникам пришлось массово скупать в окрестных аптеках и специализированных магазинах, а болтающиеся ошметки кожи на голове Чужого – обрезки растрепанных презервативов. Неудивительно, что Сигурни Уивер отказывалась целоваться с таким монстром.
Куртка Эдварда
Даже одного взгляда на костюм Джонни Деппа в эксцентричной трагикомедии «Эдвард – Руки-ножницы» достаточно, чтобы представить себе мучения актера – вся его одежда, кажется, состоит из пряжек, острых углов и торчащих в разные стороны обрезков, отсылка к монстру Франкенштейна здесь не только в происхождении персонажа, но и в его облике. Однако всех неудобств экранного наряда Деппа мы не можем себе даже представить – кожа, латекс, черная ткань и металл превращали куртку в доменную печь, на солнце или под софитами актер раскалялся так, что съемки приходилось останавливать и устраивать Джонни минутки охлаждения. Что же касается компонентов, из которых были собраны детали одежды Эдварда, то кроме всего перечисленного часть куртки составлял… кусок обивки дивана из первой квартиры Тима Бертона. Такой человек всему найдет применение.
Наряд Женщины-кошки
Крайне требовательный к визуальной части своих фильмов Тим Бертон с самого начала желал, чтобы Женщина-кошка в его фильме не просто ослепляла красотой, она должна была сиять, но костюмеры никак не могли найти подходящий материал для обтягивающего костюма Мишель Пфайффер – нужного эффекта не давали ни кожа, ни винил, ни резина. Выход был найден художницей по костюмам Мэри Вогт – она предложила натирать Пфайффер жидким силиконом. Работа эта была не столько трудоемкой, сколько грязной – сразу несколько человек полировали актрису специальными щетками и губками до гламурного блеска, при этом все вокруг было залито вязкой жидкостью, любое прикосновение актрисы пачкало всерьез и надолго, а в кадре за Женщиной-кошкой тянулся комичный след из капель. Зато режиссер был в восторге – в темноте его героиня буквально светилась.
Костюм Арагорна
Загадочный странник Арагорн, которого во «Властелине Колец» на пути к своей цели встречает Фродо, – человек, который постоянно находится в пути. Его наряд должен выглядеть потрепанным и поношенным, ведь времени и возможности навести лоск у странствующего рыцаря нет. Аутентичного вида своего наряда актер Вигго Мортенсен добился необычным способом – он просто подобрал кое-что подходящее из своего гардероба и затаскал эту одежду буквально до дыр, артист даже штопал ее так, как это делал бы путешественник – небрежно и используя нитки иных тонов. Художник по костюмам Найла Диксон была очарована таким подходом: «О таком можно только мечтать. Костюм Арагорна не был просто нарядом, он был частью актера и персонажа».
Кукольные платья
Покадровая анимация – искусство, требующее кропотливости, внимания и долговременной вовлеченности в процесс, только настоящим энтузиастам под силу отдаваться таким творениям без остатка. Очевидно, посчитав, что сто минут полнометражного анимационного фильма «Коралина в Стране кошмаров» Генри Селика сами по себе испытание не самое сложное, для фильма подготовили уникальные костюмы. В это сложно поверить, но вся одежка главной героини, включая нижнее белье, все детали гардероба ее окружения и любая тряпичная вещица в кадре были изготовлены специально для картины вручную. Под задачи ленты было арендовано целое специальное ателье, ведь на каждую деталь уходило от шести дней до пары месяцев уникального труда. Возглавила производство дизайнер костюмов Дебора Кук, наловчившаяся шить крохотными иглами толщиной в человеческий волос.
Было бы логично предположить, что костюмы персонажей фильма, действие которого разворачивается внутри компьютера, будет правильнее «изготовить» с помощью CGI, но неудачный опыт «Зеленого фонаря» многих напугал. Именно поэтому художник по костюмам фильма «Трон: Наследие» предложил вместо графики использовать настоящие костюмы, наиболее пригодными и подходящими среди которых он посчитал японские морские спасательные жилеты, защищающие все тело тонкой гибкой тканью. Подсветка материала достигалась с помощью специальных светопроводящих лент, батареи для которых устанавливались в небольшом рюкзаке за спиной актеров. Одного заряда аккумуляторов хватало примерно на 12 минут съемок, поэтому к проверке света, звука и камеры на площадке фильма Джозефа Косински добавлялась команда заменить батареи.