Третий по счету роман Маргарет Маццантини "Не уходи" сразу стал в Италии бестселлером, в то время как первые два получили престижные литературные премии. Но Маццантини по образованию -- киноактриса, и замужем она давно за популярным киноактером Серджо Кастеллито. Она очень красивая, много моложе мужа, живут они в Риме счастливо и с подрастающим потомством...
А когда ты вдруг становишься писательницей, сюжеты от раза к разу придумывать все трудней. И вот, начиная свой третий роман, Маццантини представила, что бы было, если б ее добрый Серджо не женился на ней когда-то. Если бы он не любил ее по сю пору или сама она родилась не в нормальном ирландском Дублине, а в каком-нибудь богом забытом Дубровнике. Какое все это было бы несчастное несчастье, фатальное, планетарное. Главы романа Маргарет порциями давала мужу на первое прочтение: пусть проникнется, как и она. Получив в кино неограниченные возможности после премированного "Феликсом" фильма "Неотразимая Марта", счастливый Кастеллито проникся с самого начала: прочитанное стал немедля переделывать в сценарий, а после даже дебютировал с ним в кинорежиссуре. Все организовал. Доказал в свой полтинник неувядающую любовь к жене.
Врач-хирург с прекрасными перспективами, женившийся на шаблонной красавице-блондинке (Клаудия Джерини), застревает однажды давно на проселочной дороге. Мотор заглох, у местного механика – перерыв на обед, надо позвонить домой, только неизвестно, работает ли будка. Случайная, но нешаблонная прохожая-брюнетка (Пенелопа Крус) живет рядом, он звонит от нее. Потом в местном баре выпивает две рюмки водки (грамм двести на глаз), а потом приходит механик, и, пока чинит, врач "с большого бодуна" снова заявляется в жуткую, полуразвалившуюся квартиру с телефоном и насилует прохожую. Жестко насилует, недобро. Садится в свой "Вольво", линяет. Но это же все – не из его жизни "доброго человека", это потусторонний мир, его просто надо приделать, и через несколько дней врач снова сидит в своем "Вольво" на том же самом проселке.
А она упорно кормила его именно спагетти, стригла ему ногти на ногах, молчала, и на стене ее раздолбанной квартиры висели репродукции Дега. Врач окончательно завибрировал, а вдруг это она – "добрый человек", как можно? - и немедленно предложил жене родить ему ребенка. Но ухоженная жена идеей не загорелась, поскольку у нее тоже – прекрасные перспективы: "Разве нам так плохо вдвоем?". И тогда с кристально чистой совестью он начал все больше времени проводить на проселке, где любому легко быть добрым. Бильярд, футболка без галстука, секс по первому требованию, все дозволено. В промежутках, в реальной жизни, как положено, трахал ухоженную жену. И тут вдруг случилось, что не положено ни при какой погоде: жена и прохожая подзалетели буквально одномоментно.
Но играют в "Не уходи" как бы изначально не с нами. Забыла сказать: повествование происходит от лица врача и спустя много-много лет. Умудренный и поседевший, этот "добрый человек" сидит в больничной дежурке во время операции на мозгах своей дочери, случайно попавшей в автокатастрофу, и вспоминает все, бывшее перед ее рождением. Сюжет-то, оказывается – выживет девочка или нет. И вот для того, чтобы выжила, мало того, что он в молодости изнасиловал случайную прохожую, мало того, что к ней же и привязался, мало, что при всем том за проститутку ее держал, а когда не держал, думал лишь, как от нее избавиться, и, в то же время, чтобы она от него не избавилась никогда. Мало, что сдал ее при первой же возможности - нет, прохожая еще должна уничтожить в зародыше "незаконную" дочку, после чего стать жертвой его "хирургии" и отдать свою жизнь за его "любовь", а потом – вот спустя много лет – ее призрак просто обязан прийти на помощь "законной". И тогда врач действительно – настоящий "добрый человек", чему тихо и мудро улыбнется. Ведь зачем ему призрак, которого в принципе нет? Разве не чтобы дождаться, когда будет заплачено за долгие годы страданий о потерянной любви? Разве "страдания" не отменяют наших дешевых поддавков, будучи его полным, исчерпывающим объяснением?
Такие семейные подарки лучше все же делать без свидетелей. Если киношник искренне любит жену, пользующуюся этим для получения литературных премий, публичные экранизации крайне нецелесообразны. Чем более они талантливы, тем более для любого постороннего проявляют премированные романы как систематический бред, навязчивую идею. Посторонний имеет отнюдь не добротную, но абсолютно фиктивную мелодраму, где все жанры заменяет "роковая случайность", и ничто не сходится ни с чем - кроме сделавшего подарок "доброго человека".
Он проникся страданием на долгие годы счастливо прожитой жизни, все правда. Тем самым подставил любимую жену под любому известный диагноз. Вялотекущая, вялотекущая, вялотекущая…