Еще один успех в копилке одного из самых ярких аниматоров современной Японии.
Иногда мир оказывается удивительно тесным местом, в котором суждено столкнуться очень разным людям. Так, давным-давно в Японии встретились двое: Ину-о и Томона. Первый был проклят при рождении и получил столь ужасное тело, что вынужден всегда ходить в плотной одежде и маске, сделанной из тыквы. А второй потерял зрение, еще будучи ребенком. Ину-о — сын гениального танцора: отец отверг жуткого ребенка, поэтому мальчику пришлось учиться хореографии самостоятельно. А Томона, как и многие другие слепцы в Японии, стал бива-хоси — бродячим сказителем, играющим на биве (японский струнный музыкальный инструмент). Судьбоносная встреча музыканта и танцора открыла новую страницу старой истории, изменив жизни героев навсегда. Да и не только их.
Для студии Science SARU «Ину-о: Рождение легенды» стал уже вторым заходом на территорию самого влиятельного произведения в истории Японии — «Повести о доме Тайра». В 2021-м Наоко Ямада выпустила сериал «Хэйкэ: Повесть о доме Тайра», который можно рассматривать как своего рода приквел к «Ину-о». Работа же отца-основателя студии Масааки Юасы рассказывает о событиях последующих и той самой устной традиции, что легла в основу «Повести», мягко говоря, вольно обращаясь с первоисточником.
Благодаря выбранному подходу знать подноготную Японии вовсе не обязательно: достаточно быть в курсе, что существовал целый класс странствующих слепых монахов, исполнявших песни с историческими сюжетами для заработка на жизнь. Все остальное «Ину-о» донесет до зрителя самостоятельно: музыкальные номера, которых здесь много, как и положено, перескажут важные сцены из «Повести о доме Тайра», задавая определенный контекст, а во время развития сюжета зрители заодно и познакомятся с тем, как пишется история.
Для Юасы, впрочем, важны не события прошлого и даже не их возможная интерпретация. Автора «Игры разума» и «Человека-дьявола: Плаксы» в первую очередь волнуют личности, стоящие за историей, и то, какой путь для себя они выбирают. Поэтому-то в центре «Ину-о» стоит не только герой, чье имя вынесено в название, но и его друг и напарник Томона, без которого судьба танцора сложилась бы совершенно иначе. Встреча меняет обоих до неузнаваемости: Ину-о получает шанс избавиться от проклятия, а Томона, в свою очередь, наконец обретает собственный голос, переставая подражать наставнику. Оба при этом получают истинную свободу в творчестве: Юаса, работающий в необычной стилистике, в начале пути боялся, что не сможет стать аниматором, так что эта история, должно быть, стала для него очень личной.
Оба героя отрицают традиции: Томона в противовес уставу монахов отращивает длинные волосы и ведет себя как рок-звезда, зажигая толпу и выступая под аккомпанемент других музыкантов. Ину-о, взяв за основу традиционные танцы, придумывает собственные номера, имеющие мало общего с тем, что ассоциируется со строгой и почти что чопорной Японией, глубоко увязшей в консерватизме. Великая дерзость отщепенцев выставляется как противовес гранитной глыбе привычного течения вещей.
В «Ину-о» авторский стиль Юасы идеально находит содержание: экспрессивные рисунки, иногда больше похожие на наброски, точно передают бунтарское настроение аниме. При этом, как и всегда, внешняя простота рисунка очень обманчива и скрывает на самом деле скрупулезно проделанную работу, что отчетливо видно в деталях. Режиссер славится вниманием к мелочам, и новинка в этом плане не исключение: внимательный зритель определенно заметит и мелкие движения, оживляющие танец, и многочисленные традиционные узоры на тканях, и богатую проработку фонов, которой позавидуют многие. Отдельного упоминания стоят вставки, выполненные в другой стилистике, — исторические экскурсы и моменты, показанные от лица слепого Томоны. Последние особенно интересны: экспрессия достигает пика, когда экран заливается буйством красок и форм.
И, конечно, нельзя не отметить музыкальное сопровождение «Ину-о», которое обеспечивает львиную долю шарма аниме. Вместо того чтобы использовать традиционную музыку, Юаса пошел дальше и сделал смелый шаг, смешав звучание классической бивы с современным роком. Контраст можно услышать прямо в самом мультфильме: если на первых порах Томона играет в рамках традиционных мелодий, то со временем он окончательно их отбрасывает. А для полноты картины используется и современный вокал: Томону озвучивает профессиональный танцор и актер Мираи Морияма, но куда интереснее случай Ину-о, голос которому подарила рок-исполнительница Аву-тян, сама с детства привыкшая к остракизму. В школе другие дети постоянно называли Аву-тян «хафу» (японский термин для детей смешанных браков) из-за ее темной кожи, что наложило определенный отпечаток на жизнь.
Но Юаса не был бы собой, если бы закончил историю на становлении отщепенцев, поэтому в дело вступают и другие механизмы. Пожалуй, самые интересные из них — размышления о свободе самовыражения и цене успеха, которые становятся особенно важны к финалу. Каждый из героев в итоге находит уникальный путь, которого придерживается до конца — и даже дольше.
«Ину-о» — это красивая работа, попадающая разом во многие ключевые точки: кто-то останется доволен отличной музыкой, кто-то восхитится яркой и образной анимацией, а кто-то окажется увлечен сюжетом. Кто-то, быть может, узнает себя в главных героях. Истории, в общем-то, не меняются, и многие сюжеты, случившиеся давным-давно, увы, остаются актуальными и сегодня.