Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Авалон»

"Матрица" - "Матрицей", но "Авалон" тоже очень разбирается с виртуалкой. Может быть, не так лихо, как подростковые братья Вачовски, но по-своему круто. Режиссеру Мамору Осии уже полтинник. Спокойно и методично он, может быть, сделал самый сильный фильм всего лета.

Добавить в закладки
Коммунистический путь самурая в процессоре

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Екатерина Тарханова
Екатерина Тарханова Автор film.ru с 2000 г. 617 публикаций

Вопрос, до чего можно доиграться с компьютером, в наши дни стал заменой всем прежним экзистенциализмам - до чего вообще можно доиграться и на каком тогда мы свете, как на нем быть и, в конце концов, быть или не быть нам. Действие фильма происходит в разрушенном мире, где свою любознательность люди удовлетворяют одним-единственным способом - играя в компьютерные войнушки. Там разные уровни, но если все прошел и выжил, то что дальше? Вопрос о дальнейшем, естественно, достается девице (Малгожата Форемняк). Началось тысячелетие феминизма. Аш, то есть "пепел" - классическая одиночка, дошедшая до предела компьютерной тоски.

Кадр из фильма "Авалон"

Главное достижение "Авалона" - что японец Осии с какой-то буддистской проницательностью догадался: тоску как таковую во всей мировой истории никто лучше марксистов-ленинцев, совка и соцлагеря в целом не воплощал. Потому и поехал снимать в посткоммунистическую Польшу. Войнушка - что очень прикольно - выглядит у него не иначе, как разразившаяся именно в Польше в 1939 году самая знаменитая война всех совков, Вторая мировая. Конечно, самолеты-вертолеты у богатого японца оснащены разными лазерами-бластерами, однако танки, уличные перестрелки, полевые атаки, беженцы и руины - все как с хроники тех времен. Да и в приключениях виден знакомый инвариант под названием "Четыре танкиста и собака". Невезучий комический придурок присутствует, собака тоже есть.

Дальше облик самого разрушенного мира берется по соседству. Тарковский в Японии супер-популярен, к "Сталкеру" приставить еще "Письма мертвого человека" Лопушанского - будет вам тусклый цвет сепии, голые стены, пустые улицы, вечные сумерки. Но, так как сюжет вполне современный, компьютерный, все эти ассоциации не лишают картинку эффектов и наворотов. Посткоммунистический стиль только придает ей богатый контекст, уравнивает считавшиеся до сих пор несоединимыми Интернет и культуру. Поэтому о тоске можно вновь говорить серьезно, можно даже свободно оперировать любыми культурными пластами.

Кадр из фильма "Авалон"

Фантастический "Авалон" становится собеседником реалистического "Memento", хотя будет в нем еще про короля Артура и Фата Моргану, про девять фей (девять муз) и верховного бога Одина, застрявшего на Авалоне в беспамятстве, зато приобретшего там бессмертие, и тут можно сравнивать с "Девятыми вратами". Но если Нолан в "Мemento" всеми играми с памятью лишь накручивал триллер, причем довольно монотонно, то в "Авалоне" память как раз возникает лишь после всех наворотов и в чистом виде: что такое память. С другой стороны, "Девятые врата" стилистически шли за компьютерным дизайном, плелись в его хвосте, "Авалон" же, напротив, приписывает виртуалке то, до чего она еще не доехала. До свободы мысли она не доехала хотя бы чисто технически, а на кино знаменитый мультипликатор Осии это уже сумел. Поэтому у него срабатывает эффект, за который поаплодируешь, даже если кино в целом разочарует.

Через час от начала Аш, совершенно измаявшуюся в своих тоскливых руинах и танкистах, выводят наконец на "реальную игру". Из пустой коричневатой комнаты с окнами, заложенными кирпичом, она вылезает на улицу, в такую же мрачную подворотню, и вдруг после подворотни оказывается в дневной, многолюдной, солнечной, разноцветной, вполне сегодняшней Польше. Накопленная коричневатость дает такое резкое ощущение, что наша с вами сегодняшняя разноцветная реальная жизнь - всего лишь очередной уровень их тамошней компьютерной игры, что в историю кино этот случай, пожалуй, войдет безотносительно ко всей истории.

Недостаток истории, излагаемой в фильме - дань моде на ползучий постмодерн, то есть как минимум три варианта конца.

Кадр из фильма "Авалон"

Разобравшись с одним из бывших друзей, решивших принять разноцветное за реальность (как бы Янек из "Четырех танкистов"), Аш либо снова попала на первый уровень, либо теперь может попадать на любой уровень в виде играющего тренера, либо потеря памяти - это и есть счастья полные штаны. Речь идет именно о потере памяти, поскольку когда люди всю дорогу бескровно рассыпались, это значило, что смерть - не когда кровь перестает течь, а когда тебя просто забывают, что лишь подтверждает рассыпавшаяся кровавость бывшего друга.

Но если память - главный порок человечества, мешающий ему жить, тогда без всяких компьютеров счастья полно у нас в каждом дурдоме. А если в финале все же "играющий тренер" или "снова на первый уровень" - это такая же тоска дурной бесконечности, власти и славы, как если бы ничего не было. Как если бы не было довольно сильного сюжета, вообще сильной актрисы Малгожаты Форемняк, сильнодействующего стиля. То есть это постмодерн - то, что следует забывать. На самом деле все было, и на самом деле возможно взять и постановить, что кончается фильм хорошо, определенно хорошо. Память - не порок, а сила, но такая большая, что ею теперь, после Интернет-катастрофы культуры, делятся не со всеми, а только с доказавшими свое рыцарское, королевско-артурско-благородное начало. С теми, кто без всякого Интернета держит в уме, на что ее использовать. На то, чтоб придумывать что-то новенькое, испытывающее еще круче и еще больше народу. И так будет до тех пор, пока они не додумаются, как максимально круто и точно испытать каждого, каждого в масс-культуре. Западу нужно свое, высокотехнологичное, рациональное бусидо.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?