Пять очень емких, красивых и виртуозно снятых историй, в полной мере достойных наград. Лучший способ познакомиться с талантами, теми самыми, которые братья краткости
Всем поклонникам самого интересного и актуального кино в коротком формате адресован традиционный сборник оскаровских короткометражек. Охвачена широчайшая география, зрителям предложен широкий выбор тем. В Косово два юных приятеля проверяют крепость своей дружбы под дулами сербских автоматов. В Афганистане работа молодой переводчицы начинается с экстренной ситуации вокруг роженицы в отдаленной деревне. В Вене отчаявшийся разведенный отец вынашивает план воссоединения с любимой дочерью. На израильско-палестинской границе семья евреев вынуждена обратиться за помощью к монахиням, блюдущим обет молчания. В Лондоне сильно заикающийся типограф после полугода ухаживаний за девушкой в Интернете находится в смятении перед первой встречей офлайн. Пять пронзительных историй, пять человеческих судеб, пять разных миров.
К короткометражному кино у нас в стране зрители традиционно относятся не слишком доброжелательно, кинотеатры не торопятся прокатывать готовые ленты, а инвесторы вкладываются в кинопроизводство подобных лент крайне неохотно. А тем временем для молодых и не очень кинематографистов короткий метр – прекрасная возможность заявить о себе. К тому же с небольшим, но искренним фильмом пробиться к наградам гораздо проще, чем с полнометражной картиной. Тем интереснее смотреть, с чем в этом году мастера кратких форм пришли к церемонии награждения Американской киноакадемии. Поверьте, претенденты собрались вполне достойные.
Драма «Друг» возвращает зрителя в зону конфликта на территории бывшей Югославии. Два школьника в этом коротком фильме не особенно хорошо представляют себе, что происходит, и с детской непосредственностью тянутся к многочисленным военным, наполнившим местность. Увы, доброжелательного в солдатах немного, а когда у одного из мальчишек сербы отнимают велосипед, между друзьями возникает конфликт. Вот только мир не знает ничего крепче и сильнее детской дружбы, пусть она и оборачивается порой страшной трагедией. По-прежнему неустроенная жизнь на юге Европы заставляет кинематографистов снова и снова обращаться к трагическим событиям, и «Друг» – не худшее из подобных напоминаний о прошлом.
Как и косовары, американцы в «Первом дне» обращаются к еще не зажившей, но уже почти отболевшей ране – Афганской кампании. Пришедшие в недавнем прошлом на выжженную солнцем землю солдаты армии США оказались не столько в военной изоляции, сколько в культурном капкане. Тут и непонятая американцами религия, и вековые семейные традиции, и общая нищета и скудный быт. Главная героиня – молодая девушка-переводчик в первой же операции превращается из контакта вербального в посредника физического. В момент зачистки деревни у одной из местных женщин начинаются тяжелые роды, но уклад не позволяет прикасаться к ней никому из мужчин, даже врачу. Сеющая смерть американская армия руками Феды дарит жизнь новому человеку в мире, где ни на день не прекращается стрельба. Трогательная история, необыкновенно эмоционально разыгранная и задевающая за живое.
Триллер «Все будет хорошо» – настоящая ода отчаянию. Главный герой фильма – отец, имеющий возможность видеть дочь только раз в пару недель. В какой-то момент Микаэль теряет терпение и разрабатывает план похищения своего ребенка и побега с дочерью за границу. Увы, против этого выступает сама девочка – в свои восемь лет она пока не может понять всех тонкостей конфликта родителей, но ценит возможность видеть их обоих. План срывается, но признать это рыдающий отец не в силах. Динамичная и тонкая работа с актером-ребенком делает этот фильм достойным особого просмотра.
Разбавляет общий пессимистичный и драматический настрой короткая комедия о карикатурной еврейской семье, вынужденной обратиться за помощью к женской обители отдаленного монастыря. Картонные израильтяне не могут ничего делать сами, потому что у них начался шаббат, они торгуются по мелочам и постоянно со всеми ругаются. Монахини же стоически выносят этот бедлам, ведь разговаривать у них не принято. С божьей помощью, конечно, все проблемы будут разрешены, а вот отпечаток от непрошенных гостей остается.
Наконец, короткометражка «Заика», собственно, и получившая заветную статуэтку, оказалась наиболее современной и актуальной среди представленных. С одной стороны, демонстрируемая в картине возможность общения через Интернет существенно расширяет границы возможностей для людей с ограничениями. С другой – пугает «сетевым заточением», столь опасным в наше время. Главный герой фильма, чью речь сковывает дефект, находится в настоящей истерике – ведь его ждет встреча с девушкой, ставшей для него за полгода переписки кем-то большим, чем просто приятельница. Как появиться на первой встрече, что подарить, как одеться, а главное – о чем и как с ней говорить. Возможно, эта встреча станет главным событием в жизни Гринвуда. Британская картина чем-то напоминает те мультфильмы, которыми Pixar обычно разжигает аппетит зрителя перед своими большими проектами, и, наверное, именно эта нежность и детская непосредственность подкупили суровых академиков.
Главное достоинство короткого метра – компактность этих картин. У вас нет времени отвлекаться на историю героев, а у авторов нет возможности ее рассказать. Короткий метр построен на доверии – создатели фильма уверены в том, что зритель их поймет, а зритель должен открыться потоку энергии, идущей от хорошего кино. В этой тонкой связи и появляется эмоция, достойная самых высоких наград.
С 25 февраля в кино.