Примиряющий сериал Слепакова про коррупцию и отвагу с неплохим потенциалом
Аркадий Аникеев (Павел Деревянко), мэр небольшого городка, живет по принципу «жадность должна быть комнатной температуры»: ворует много и задорно, но, что называется, держит лицо. В его распоряжении – в меру испуганный зам (Сергей Бурунов), карикатурно красивая жена (Олеся Судзиловская), карикатурно красивая любовница (Яна Кошкина) и заманчивая перспектива переизбраться на новый срок. Однако ничто не вечно под золотой луной: Аникеева подставляют, ловят на жирной взятке и отправляют под домашний арест.
Виновником торжества оказывается заместитель Павел, которому надоело упрямое сопротивление шефа реализации проекта под мутным названием «градостроительный кластер», задуманного лишь для того, чтобы все причастные могли выгодно попилить бюджет. Для успеха операции нужно для начала отвалить нехилую сумму Москве, часть из которой хранится дома у Аникеева. Поскольку Павел с недавних пор спит с женой Аркадия, проблем с доступом к джойказино не возникает, однако недостающих денег там нет.
Аникеев тем временем увлекательно коротает свой срок в зачуханной коммуналке, в которой когда-то вырос. Заботясь о репутации, он в свое время не стал выписываться из скромного жилища, полагая, что такая деталь его биографии добавит пару очков имиджу. Теперь же эта гениальная идея обернулась против него: в квартире до сих пор проживает недруг детства Иван Самсонов (Александр Робак), который до ареста пытался выбить через горе-мэра работу получше, но был буквальным образом послан в пятую точку. Теперь же Иван отрывается на всю катушку, благо его параллельно пытаются завербовать вражеские силы на предмет «выбей из него, где деньги».
Пилот «Домашнего ареста» показывали прессе еще в 2015 году, но проект тогда не пошел дальше демоверсии – в тот момент Слепаков доделывал «Озабоченных». Пазл окончательно сложился лишь спустя три года при помощи мощной команды: Петр Буслов («Бумер») в режиссерском кресле, солидный актерский ансамбль и оскароносный Людовик Бурсе («Артист») в композиторах до кучи. Добавьте к этому более чем актуальную тему – засилье коррупции в стране – и получите потенциальный тв-хит. Правда, на телевидении он так и не вышел: премьера сериала состоялась на платформе ТНТ-PREMIER.
Слепаков объясняет это тем, что они хотели захватить интернет-аудиторию, и ему почему-то веришь. Несмотря на острую тему, первые три эпизода получились довольно травоядными, так что заподозрить автора в страхе перед менее подготовленной аудиторией трудно. Нет, конечно, по отечественным тв-меркам это все равно достаточно смело, но только потому, что с политическими сериалами сейчас дела обстоят откровенно так себе. «Домашний арест» по крайней мере хоть как-то пытается отражать реальность, пусть и через систему лобовых клише. Золотые потолки у чиновников и пирамиды из денег резко контрастируют с бедными комнатками честного народа, принимающего за счастье бесплатную путевку в Крым, который, конечно же, наш (но это не точно).
Некоторая декоративность созданного мира и герои-стереотипы в первом эпизоде сбивают с толку, особенно если держать в голове фамилию режиссера. Уж кто-кто, а Буслов умеет сделать так, чтобы архетипы на экране заговорили как живые люди. Смотреть, как он бодается с миролюбивым материалом, – занятие, наверное, на любителя, но получить от него удовольствие тоже можно. Тем более что именно разница в подходах Слепакова и Буслова превращает «Арест» из любопытного эксперимента в нечто, за чем хочется следить.
Не лишенный дыр и условностей (в переделах нормы, впрочем) сценарий сознательно не открывает огонь ни по своим, ни по чужим: здесь цель не стравить всех подряд, а, наоборот, показать, что все мы в одной лодке и бороться против зла можно только сообща. Постепенно персонажи, на первый взгляд расчерченные по линейке, начинают обрастать сотней противоречивых деталей, которые заставляют их зазвучать – как правило, некрасиво или неоднозначно.
Буслов умудряется выбить искру правды из почти что сказки (Слепаков вообще тяготеет к классическим литературным традициям, лепя Аникеева из Остапа Бендера и Хлестакова), не в последнюю очередь благодаря толковым указаниям актерам: здесь каждый четко знает, что делать. В итоге история про то, что такое хорошо, а что такое плохо, все-таки вырывается из загончика понятной морали, претендуя на что-то большее. Мир не черно-белый, лукаво сердце человеческое. С человеком случается не то, что он заслуживает, а то, что на него похоже.
Конечно, на каждую удачную находку или остроумную сцену здесь приходится две-три проходных, но, кажется, сериал еще возьмет серьезный разгон. Главная сила Слепакова (и Буслова, кстати, тоже) заключается в том, что он умеет простой, на грани банальности сюжет закрутить так, что подсаживаешься на него как на дешевую газировку. С одной стороны, ты такое каждый день пить не будешь. С другой – попробовав раз, как-нибудь еще обязательно вернешься.
Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм, чтобы ничего не пропустить!