В 1938 году советский человек полетел на Луну -- утверждает фильм "Первые на Луне" Свердловской киностудии. Фильм снял на режиссер Алексей Федорченко по сценарию Александра Гоноровского и Рамиля Ямалеева. Это постмодернистская мистификация -- жанр совершенно оригинальный, выполненный с безупречной чистотой, с умом и печалью.
Фильм снят на Свердловской киностудии и называется "Первые на Луне". О его уральской премьере в День космонавтики "Российская газета" уже сообщала. Теперь прошла московская премьера, и к фильму нельзя не вернуться. Его научно-художественную ценность трудно преувеличить.
Выходя из кинозала, многие зрители с изумлением спрашивали друг друга: неужели это правда? Некоторые сомнения в документальности материала вызывало только лицо генконструктора Супруна в облике известного режиссера-документалиста Андрея Осипова. Зато космонавт Харламов, красавец богатырь, какому только и могли поручить на Руси первую лунную экспедицию, явно был настоящим. Особенно в сцене, когда за ним приезжал "воронок", чтобы отвезти на космодром прямо с любовного свидания.
Если в подлинности документов время от времени закрадывались сомнения, то в истинности родного менталитета – ни разу. Все – правда, все узнается, и в делах и в помыслах.
И гордость охватит зрителя, когда ракета еще в славном 1938-м унесет Харламова ввысь. Американцы могут теперь утереться – первым на Луне был советский человек! Правда, через полминуты связь с Харламовым была потеряна. Улетел – и хрен с ним. Жаль, не долетел – нельзя объявить о мировой победе. Что сделает советский человек в таком случае? Правильно, уберет всех свидетелей. Чтоб не пронюхали враги, которых у Страны Советов, как и у Руси святой, – целый свет.
Фильм снял на Свердловской киностудии режиссер Алексей Федорченко по сценарию Александра Гоноровского и Рамиля Ямалеева. Это постмодернистская мистификация – жанр совершенно оригинальный, выполненный с безупречной чистотой, с умом и печалью. На моей памяти есть только одна картина подобного стиля – в 70-х в Венгрии была снята игровая лента, имитирующая кинохронику времен наполеоновских войн, обнаруженную в подземном бункере слегка подгнившей, с поврежденной перфорацией и шепелявым звуком, но еще пригодной для просмотра. Теперь подобную находку сделали уральские кинематографисты, причем с результатом еще более внушительным. Их остроумный киноэксперимент – трагикомедия, которая вобрала в себя рекордный объем горькой правды о загадочной советской земле и ее самоотверженных людях. Кроме "хроники", в ней задействован цирк лилипутов, где в конце концов завершаются все героические дерзания. И это точный диагноз.
Но там лукавая идея облечена в веселые формы васнецовских картинок. "Первых на Луне" с их изобразительной аскезой вряд ли ждет такая же всенародная слава, но успешную артхаусную и фестивальную судьбу им можно предсказать.