Вышел новый фильм Веры Сторожевой "Скоро весна" -- логичное продолжение "Путешествия с домашними животными", и тоже с Ксенией Кутеповой в главной роли.
На православный то ли погост, то ли подворье, расплескав все лужи и сломав джип, заявляется с требованием сатисфакции авторитетный бизнесмен Павел Николаевич (Сергей Пускепалис): с хозяйкой подворья монахиней Екатериной (Ксения Кутепова), в миру Тамарой, этого любвеобильного мужчину связывало что-то личное. На погосте, меж тем, разворачивается следующая колоритная картина. Артель бомжей в плату за постой лениво достраивает деревянную часовню, охотно опустошая, при финасовой поддержке гостя, водочный и колбасный ассортимент местного сельпо, несмотря на пост. В коровнике живет просветленный бородач с рыжим котом-вегетарианцем. По двору бродит сердитый раскаявшийся человек с криминальным прошлым. А каждые десять минут настроение всем поднимает сирота-послушница – шикарная барышня с кустодиевскием бюстом (Ольга Попова), без пяти минут медик. Отношения этих людей между собой и сатисфакция Павла Николаевича, назревающая с приближением весны, и составляют, собственно, основную интригу фильма.
С первых же кадров "Скоро весна" Веры Сторожевой навевает не то, чтобы тревожное дежа-вю, скорее – удивление от знакомого пейзажа и населяющих его зверей с людьми. В "Путешествии с домашними животными", бравшем фестивальное золото в 2007-м, главная героиня жила на тех же выселках, каталась на дрезине с коровой и козой, и тоже отстаивала в себе независимую женщину перед одним любвеобильным типом, чтобы, в конечном итоге, усыновить детдомовца. В новом фильме выселки (грустная русская провинция), и время года (канун весны) абсолютно те же, только домик путевого обходчика сменил теперь погост, а его хозяйка (вновь в исполнении Ксении Кутеповой) постриглась в монахиню Екатерину. На погост, заметим, ее привела та же, что и в "Путешествии", трагедия бездетности, притом кустодиевская барышня – послушница-медик – в свою очередь повторяет поступок героини Кутеповой в предыдущем фильме: крепкому Павлу Николаевичу она предпочитает беглого солдатика – тоже, в общем-то, ребенка, о котором нужно проявлять материнскую заботу. Таким образом вполне светский тезис Сторожевой, заявленный еще в "Небе, самолет, девушка", что мужчина, при всех удовольствиях и преференциях, вещь в хозяйстве бесполезная и инфантильная, в новом фильме становится почти религиозным.
Но "Скоро весна" – не самоповтор режиссера "Путешествия", а скорее вариация обретенной наконец-то темы. Сторожева, поняв в 2007-м, что после многих лет эклектики взяла наконец-то собственную ноту, в новом фильме решила развить ее в аккорд. Звучит аккорд также душераздирающе, как украшающая саундтрек пронзительная шукшинская гармонь, но, к сожалению, в некоторый ущерб мелодии. Так, если в "Путешествии" число ключевых героев, за вычетом ненужного мужчины, стремилось к единице, то есть к соло женщины, обретшей собственную душу, здесь их уже целая толпа, и камера, рискуя вылететь в расфокус, с одинаковым интересом всматривается то в отросшую щетину Пускепалиса, то в иконописный лик Кутеповой, а он прекрасен, то в пышнощекую Попову, тоже, надо сказать, хорошенькую, не зная, на ком остановиться точно. Кого выслушать. В пределах одного погоста этим душам тесновато точно, а на подходе еще и бородач с котом, и целая артель бомжей и раскаявшийся человек с криминальным прошлым, и даже капитан милиции.
Впрочем, ближе к финалу фильм сам осознал, как же ему было тесно, вернув одного из героев на погост с вырезанной опухолью мозга. "Удалили лишнее", спокойно скажет этот полностью выздоровевший человек, снимая над бинтами шляпу. Действительно, велика русская душа, тут ухаживающая за солдатиками, там усыновляющая, здесь удочеряющая, требующая срочно сатисфакции, закусывающая водку колбасой в Великий пост и разговаривающая с котом-вегетарианцем. Хотелось бы как-то сузить. Не в жизни, конечно, а в кино.