Визуально необычный, но хаотичный и от этого утомляющий исторический фэнтези-боевик, обрывающийся на полуслове
На лбу у Яна Лучана с рождения был странный нарост, который, с одной стороны, наделял его сверхспособностями, а с другой – постепенно лишал его жизненных сил. Постепенно нарост начал темнеть, и если бы не мудрый доктор, объяснивший пареньку, что ему срочно нужно переключаться на более «мягкие» боевые искусства, жизнь Лучана оказалась бы очень короткой. Подходящий юноше стиль практикуют мастера из деревни Чен Цзя, куда Ян и направляется. Но жители Чен Цзя не горят желанием открывать свои секреты чужаку – сначала он должен доказать, что этого достоин.
Стивен Фунг – один из тех, кого принято называть «мажорами». Сын гонконгской актрисы Джули Ши (снимавшейся с пеленок), он вырос в окружении людей, связанных с кино, и впервые появился на экране в возрасте 14 лет. Активно сниматься он начал по достижении двадцати лет, и в конце 90-х на него обратил внимание Джеки Чан, взявший его на одну из главных ролей в свой продюсерский проект «Полицейские будущего». Быстро превратившись в поп-идола, Фунг, впрочем, этим не ограничился и занялся режиссурой – сначала в коротком метре, а затем (при поддержке все того же Джеки Чана) и в полном, поставив такие картины, как «Входит Феникс», «Дом ярости» и «Прыжок».
«Ученик мастера», впрочем, проект крайне амбициозный даже по меркам этого «золотого мальчика», которому, как кажется, все дается слишком легко. Это помесь классического уся-экшена с футуристическим паропанком, чисто визуально оформленная так, как будто перед нами очередной боевик из цикла «Адреналин». И, чтобы сразу оценить масштаб уверенности Фунга в своих силах, это лишь первая часть из трилогии, которая обрывается на самом интересном месте.
Спорить глупо, первые полчаса «Ученик мастера» и правда смотрится так, что рот открывается сам по себе: уже привычные по современному китайскому кино масштабные батальные сцены озвучены альтернативным «металлом» и плотно нашпигованы визуальными «фишечками» самого разного толка – какими-то надписями, иконками, комиксными «пузырями» с отрывистыми возгласами-комментариями. Но постепенно приходит понимание, что внутренней логики и системы во всем этом нет – это не единая цельная стилистика, а хаотичный набор зрелищных «приемчиков», рассованных то тут, то там, как кажется, уже постфактум. При всей необычности «Ученика мастера», ощущения осмысленности происходящего нет – музыкальные стили сменяют один другой безо всяких объяснений, визуальные «рюшечки» то плотно занавешивают экран, то надолго его покидают, а «хулиганство» с сюжетом (уже запустив финальные титры, Фунг вдруг «отматывает» их назад и запускает еще одну заключительную сцену), как кажется, не оправдано ничем, кроме одного – желания заявить о себе как о большом оригинале.
В итоге все эти украшения фильм только утяжеляют – несмотря на все свое разнообразие (а возможно, и благодаря ему) «Ученик мастера» потихоньку начинает утомлять, даром что сюжет в целом весьма банален. Боевые сцены профессионально поставлены мастером своего дела Саммо Хунгом, но принципиально расклад сил не меняют. Неудивительно, что вторая часть, в Китае вышедшая в прокат по горячим следам «Ученика мастера», по сути, провалилась, а на планах на завершающий фильм трилогии, по всей видимости, поставили крест. По крайней мере, сам Фунг уже вовсю штурмует Запад – он будет ставить ремейк Ван Даммовского «Кикбоксера».