
Скучноватый минималистский триллер об охотнике, который после совершения случайного преступления пытается убить своего проводника по пустыне
Скучноватый минималистский триллер об охотнике, который после совершения случайного преступления пытается убить своего проводника по пустыне.
Молодой проводник Бен (Джереми Ирвин) отправляется в пустыню Мохаве с пожилым миллионером-охотником Джоном (Майкл Дуглас), который дал местному шерифу взятку, чтобы ему позволили застрелить редкого барана-толсторога. Во время охоты мужчина случайно убивает живущего в горах старика-отшельника. Чтобы не попасть в тюрьму, Джон сперва обещает Бену баснословную взятку, а затем решает убить парня и свалить на него всю вину за свое преступление.
«Самая опасная дичь» – так назвал человека классический голливудский триллер, заглавие которого стало поговоркой. «Игра на выживание», первая англоязычная лента француза Жан-Батиста Леонетти, предлагает минималистскую вариацию на эту тему. Один охотник со снайперской винтовкой (Джон знает толк в своем хобби, и он экипирован по первому разряду), один двуногий «олень», которого злодей первым делом заставляет раздеться до трусов (Джон поначалу хочет, чтобы Бен умер от пустынного зноя), и безжизненная гористая пустыня с подземными ходами и пещерами, которые предоставляют несчастному парню временное укрытие от солнца и выстрелов.
Здравый смысл подсказывает, что сделать такое кино по-настоящему увлекательным трудно. По крайней мере, в полнометражном формате. Слишком уж мало в «Игре» персонажей и слишком уж мало потенциальных ситуаций, в которых герои могут оказаться, пока их война не подойдет к концу. И действительно, когда «охота» набирает обороты, она быстро начинает повторяться. Бен заползает то в одну, то в другую расселину, Джон пытается его оттуда выкурить, а проводник в это время соображает, как применить для спасения свои пустынные навыки. Совершенно скучным такое действие не назовешь, но и особенно увлекательным тоже. Уровень драматизма сразу бы поднялся, если бы с ними был какой-нибудь третий персонаж. Например, телохранитель Джона или девушка Бена, из-за которой парень поначалу соглашается на взятку (его любимая уехала учиться в колледж, а у Бена нет денег, чтобы последовать за ней).
Возможно, герои справились бы вдвоем, если бы пожилой Майкл Дуглас гонялся за молодым Майклом Дугласом – или за еще каким-нибудь актером с мощной харизмой. Джереми Ирвин же из «Боевого коня» в «Игре на выживание» впечатляет лишь накачанным торсом, которое он демонстрирует, когда Джон заставляет его обнажиться. Хотя сейчас открытый Спилбергом британский актер весьма востребован, харизма у него явно куда меньшего калибра, чем у Дугласа. И потому воспринимается он в фильме не как мангуст, «танцующий» с коброй, а как беспомощный кролик, у которого вдруг прорезаются клыки, когда того требует сценарий.
В данном случае, впрочем, это часть режиссерского замысла. Дело в том, что «Игра на выживание» пытается сыграть на нелюбви простых зрителей к миллионерам и представить противостояние героев схваткой Давида и Голиафа (в определенный момент Бен даже использует рогатку – явный намек на библейскую легенду). Поэтому Майкл Дуглас идеально подходит для роли наглого и самоуверенного Джона – в сущности, он изображает Гордона Гекко с пристрастием к охотничьим трофеям, – и поэтому Бен должен казаться рядом с ним слабаком, хотя он младше и физически сильнее. Но даже для реализации такого замысла стоило подобрать парня поярче. Все-таки зрители почти весь фильм проводят в его компании, а смотрится Ирвин очень нудно.
В самом конце картины действие все же выбирается из пустыни, и в нем появляются дополнительные действующие лица. Но из-за того, как сюжет доплетается до этого момента, заключительная часть ленты кажется не напряженным финалом, а ненужным эпилогом в хоррор-стиле («Вы думали, что со злодеем покончено? А вот же он!»). Так что из всего фильма запоминается лишь традиционно великолепный Майкл Дуглас. Который особенно хорош в начальных сценах, еще до начала охоты на человека, когда актер всего несколькими фразами и жестами представляет зрителям своего персонажа и заставляет испытать к нему те же чувства, что и к Гордону Гекко в «Уолл-стрит», – одновременно восхищение и омерзение.