Депрессивный спин-офф ситкома.
Прошло 13 лет с событий сериала «Универ. Новая общага». Майкл (Арарат Кещян) разводится с женой Варей (Екатерина Малаховская) из-за измены, но пытается вернуть её расположение. Попутно они воспитывают ребёнка. Маша (Анна Хилькевич) страдает из-за бедности в отношениях с Валей (Александр Стекольников). Попутно они воспитывают ребёнка. Антон (Станислав Ярушин) выясняет, что у него есть 15-летняя дочь, и вынужден стать хорошим отцом. Кузя (Виталий Гогунский) расширяет пельменный бизнес и переезжает в Москву, чтобы вернуть Машу.
«Универ» — один из самых успешных российских ситкомов, который продержался в эфире 5 сезонов (255 эпизодов). Его продолжение «Универ. Новая общага» продлился 3 сезона (300 эпизодов), а спин-офф «СашаТаня» остаётся в эфире уже 11 лет (более 320 эпизодов). Три года назад вышел «Универ. 10 лет спустя», но 12 серий не вызвали большого интереса зрителей. Теперь расширился актёрский состав, в проект вернулся Виталий Гогунский. Новый перезапуск соответствует тенденциям — сериал выходит после продолжения «Папиных дочек» и «Счастливы вместе», в скором времени выйдут «Не родись красивой» и «Молодёжка».
«Универ. 13 лет спустя» отказывается от формата ситкома (эпизоды длятся 40+ минут), но строится на классических приёмах ситуационной комедии. Например, на недопонимании/недостатке информации. Твист первого эпизода — Маша устраивает ребёнку день рождения, думая, что мужу дают финансирование проекта, хотя ему отказывают. И этот, и другие сюжеты слишком короткие для 45-минутной серии, а потому выглядят затянутыми.
Перед премьерой продюсеры и сценаристы проекта говорили, что герои повзрослели, их проблемы изменились. Так и произошло, но «Универ» от этого не выигрывает. «Повзрослевшие» герои внушают экзистенциальный ужас. Бывшие комедийные персонажи ходят с потухшими глазами, а вместо шуток грустно вздыхают. К третьей серии комедийный потенциал сериала полностью исчерпывается. В итоге сценаристы повторяют одно и то же, а потом даже заходят на территорию детской травмы, кажется, что смеяться больше и не с чего. Зато есть масса переигрывающих актёров на втором плане: детей простить можно, а вот кавээнщиков — нет (и незачем).
Чтобы зритель не забывал, что герои постарели (хотя он ни на секунду об этом не забывает), нам напоминают про возраст персонажей в диалогах.
— Только «Сансару» Басты поём мы, — говорит Майкл, договариваясь о походе в караоке. К слову, Майкл ведёт блог под никнеймом «Клёвый историк».
— У них клубника в саду пошла, — говорит Маша про подругу, которая не едет с ней гулять.
— В моём возрасте проблем с мочеиспусканием и не должно быть, — говорит её муж, выходя из туалета.
Возможно, к концу сезона герои заговорят про эректильную дисфункцию или желание купить мотоцикл (что, в сущности, одно и то же). Возраст в «Универе» — источник депрессии, а не рефлексии.
Драматичные сюжеты слишком предсказуемые, чтобы воспринимать их всерьёз. Например, Кузя отбивающий Машу, обречён на неудачу, поскольку у неё есть дети, — это российский сериал, она априори не может развестись. Но Кузя все равно пытается добиться её расположения через харассмент и подкуп, а Маша не против таких «ухаживаний». При этом её муж считает, что она должна воспитывать детей, а не работать.
«Универ. 13 лет спустя» можно было бы считать обыденной творческой неудачей, но он повторяет мотивы других сериалов-сиквелов. «Папины дочки. Новые» и «Букины» точно так же декларируют семейные ценности, но делают это так печально, что смотреть их тяжело. Герои не повзрослели, а просто смирились с новой скучной жизнью. А смешить зрителя будет очередная юмореска про родительский чат — пятая за серию или третья за минуту.
Если раньше «Универ» можно было критиковать за несмешные шутки, то теперь — за отсутствие шуток. Итог — затянутое скуф-муви про людей, которые когда-то были о-го-го, а теперь работают на сохранение. Сохранение семьи, сохранение здоровья, сохранение волос на голове.
Не надо было вообще трогать этих персонажей, раз сценаристам нечего сказать хорошего про их жизнь!