Прощаемся с сериалом о злоключениях Есени и Родиона и выясняем, кто ответственен за все убийства.
Осторожно, в этом рекапе содержатся главные спойлеры к сюжету «Метода 2»!
На допросе с Самариным Есеня (Паулина Андреева) говорит, что «ТМНП» — Меглин. Она просит отпустить её и обещает привести следователей к Родиону (Константин Хабенский). Обман, впрочем, не срабатывает, и девушке приходится прибегнуть к грубой силе: она берёт психолога (Егор Корешков) в заложники, что позволяет ей покинуть тюрьму. Тем временем в округе неспокойно: объявляются новые психопаты. Парочка актёров воплощают в реальность затаенное желание всех служителей Мельпомены: они расстреливают хамоватого зрителя, который во время спектакля громко говорит по телефону. Как нетрудно догадаться, их уже не остановить. Следующий шаг — цирк с переодеванием и грим Родиона и Есени: в подобном облике они собираются чинить расправу, основываясь на происшествиях из предыдущих серий и имитируя манеру «общения» Меглина с маньяками.
Распрощавшись на полпути с Самариным, Есеня находит Меглина, и вместе они решают отправиться на поиски «ТМНП». Идя по пятам убийц-театралов и главного маньяка, они узнают, что те выбирают жертв, которые, по их мнению, заслуживают наказания в виде смерти. Единственный способ добраться до злодеев — вспомнить прошлое: на экране разворачивается флешбэк прямиком из 2001 года. Молодой Меглин приходит к коллеге и требует срочно обсудить дело. Тот, несмотря на грядущую игру «Спартака», на которую он собирался отправиться с сыном, отменяет все планы, а мальчик, лишённый редких мгновений досуга с родителем, пытается понять, зачем следователь приходил к отцу. Когда он узнает, что Меглин убивает преступников, а папа только поощряет это, в его голове зарождается зерно нездоровой одержимости подобной «дисциплинарной этикой».
На школьном дворе мальчик становится невольным свидетелем интимной сцены между физруком и ученицей. Рассказав парню этой девушки о ее сомнительной интрижке, он с легкостью превращает ревнивого подростка в орудие возмездия — тот отправляет на тот свет блудливого учителя. Узнавший о подноготной происшествия его отец ситуацию воспринимает совсем иначе и выгоняет пацана из дома. Теперь он сам по себе — ему предстоит жизнь в полном одиночестве: лишённый родительской любви, он обречён на вечные скитания. Этот ребёнок — «Ты Меня Не Поймаешь». Он же — психолог Самарин, один из главных героев второго сезона, с которого Есеня по глупости сняла все подозрения.
Меглин понимает, что убийцы-артисты и «ТМНП» связаны между собой. Совершив очередной побег от полицейских, герои пытаются заглянуть в чертоги разума и вспомнить личность злодея. Снова флешбэк: 2016 год (первая серия «Метода» с Цекало), длинноволосый Самарин объясняет маньяку план действий и договаривается с Женей. Так появляется первый психопат в сюжете. Но Родион до сих пор не может вспомнить настоящее имя «ТМНП». В этом ему способен помочь только Виталик — мужчина с феноменальной памятью, который служит Меглину личным «архивом». У него дома Меглин понимает, где искать двух спятивших актёров, однако и у Самарина есть свой план: пока герои едут к подозреваемым, он забирает их ребёнка.
Западня ожидаемо приводит к напряжённой развязке. Меглин и Есеня в плену у «ТМНП». Каждого из них он пытается убедить в дефектности коллеги: Родиона заставляет вспомнить, как тот убил отца-алкоголика и мать, тем самым показывая его опасным психопатом, а Есеню выставляет главным препятствием в жизни следователя. Решить всё должна игра: Самарин даёт им пять минут, чтобы в комнате остался лишь один живой человек (как тебе такое, Джон Крамер?). Герой Хабенского инсценирует убийство Есени и, подобравшись к «ТМНП», избавляется от злодея. Идеальный финал даже для многострадального нового «Метода 2» — автомобиль стремится вдаль заката. Меглин, сбежавший из больницы, присоединяется к Есене и ребёнку — они отправляются на море.
Можно долго распинать «Метод 2» за то, что он сделал с оригинальным концептом. Рафинированный бульварный детектив превратился в самопародию и грязный эксплуатейшен, где всю интригу заменяют вопиюще сумасшедшие сюжетные ходы. И чем страннее, тем, по авторскому замыслу, видимо, лучше. Однако решение сделать Самарина главным злодеем — чуть ли не единственное верное за все 16 эпизодов. Идеальный антагонист, который полностью отзеркаливает своего врага. Человек, чьё детство было испорчено появлением Меглина и чьим смыслом жизни стало подражание назойливому следаку.
Последние эпизоды «Метода 2» ладно связывают прошлые серии. С одной стороны, это правильное решение — теперь все сценарные безумства можно списать на личность собственно Самарина, который грезит превзойти Меглина и преподнести ему как заветную награду самые сложные головоломки в карьере. С другой же — это немного обесценивает образ преступной России, сложившийся за два сезона. Теперь «Метод» — проект не о жуткой провинции и маньяках России, а скорее кинокомикс о верховном психопате, собравшем эдакий Цекало-verse из самых одиозных убийц. Если третий сезон всё-таки будет, страшно представить, чего нам стоит от него ожидать.