"Выход через сувенирную лавку" -- фильм граффитчика Бэнкси о человеке, который хотел снять о нем фильм, провоцирует поговорить о границах искусства. Не поддавайтесь.
Толстый француз Терри Гетта торговал в Лос-Анджелесе ношеными тряпками, называя их "винтажом", и всю свою жизнь снимал на камеру. Все, что угодно, друзей, детей, собственный поход в сортир. Однажды он познакомился с уличными художниками – не арбатскими мазилами, разумеется, а теми, кто пишет гигансткие граффити, переводит на стены трафареты, рисует всякие бессмысленные афиши, то, что называется "стрит-арт". И тогда он начал снимать их, лазить с ними на крыши, работать у них на стреме, вместе объяснятсья с полицией. По идее у него уже должен был бы получиться прекрасный, глубокий фильм о стрит-арте, ему не хватало одного только Бэнкси. Неуловимый арт-партизан, самый дорогой художник-хулиган современности, не давался ему в руки. Но вы не беспокойтесь – дался, стал лучшим другом и дал путевку в большое искусство, хотя успел об этом пожалеть.
Камера бесстрашно следует за художником, а закадровый голос с гробовой интонацией вещает: "и в этот день в жизни Терри наступил перелом". Местами это истерически смешно и тридцать секунд из девяностоминутного фильма – это, кажется, лучшее, что есть в творчестве Бэнкси, хотя сам он, с затемненным лицом и измененным голосом, дезавуирует это кино, как бред опасного сумасшедшего.
Вся эта история с наблюдением наблюдателей за наблюдающими плавно переходит в превращение самого Терри в успешного современного художника Мистера Мозгоправа и иллюстрацию к популярному суждению о том, что нанять рисовальщиков, приделать Моне Лизе рога в фотошопе, снять склад, устроить грандиозную выставку и разогатеть может каждый энергичный безумец. Бэнкси при этом время от времени намекает, что Мистер Мозгоправ – это на самом деле кто бы вы думали? Даже шляпа у него примерно такая же, да и арт, который он создает, примерно такой же, как у самого маэстро уличных провокаций и асоциальной рекламы.
Заметив, что бристольский шут провоцирует дискуссию о том, что такое современное искусство, что такое искусство вообще и где границы между ним и удачным жульничеством, умный человек этой дискуссии избежит, ничего, кроме позора, из нее не выйдет. Тем более, что самое интресное тут, конечно, то, что за всеми провокациями и фальшгивками "Выход через сувенирную лавку" остается документальным кино. Мистер Мозгоправ (Mr Brainwash) существует, у него в этом году откроется выставка в Нью-Йорке, дебютная выставка "Жизнь прекрасна" действительно была анонсирована LA Weekly и состоялась два года назад. Критики действително говорили, что смесь поп-арта и стрит-арта – новая свежая струя в искусстве, и коллекционеры это покупают. Он нарисовал обложку последней пластинке Мадонны (переделав ворхолловский портрет Мерилин Монро).
Ведутся, правда, разговоры о том, что Бэнкси придумал всю эту историю, что это все фальшивка. Но даже если это и было фальшивкой два года назад, то теперь все по-настоящему: этот крошка Цахес вырвался на свободу. "Город становится графическим романом", говорят критики-энтузиасты. Скептики, включая самого Бэнкси, намекают, что нас поимели, но не говорят прямо – кто.
Стоит сходить на "Выход…", чтобы разобраться в этом жизненно важном вопросе.