Нашим усталым советским женщинам, у которых нет шести соток и денег на Канары, предоставляется честная-благородная возможность поплакать в кино над своей горькой судьбиной и затем улыбнуться сквозь сладкие слезы. "Неотразимая Марта" Сандры Неттельбек -- тот редкий случай качественной европейской мелодрамы, когда прорываются все эмоции, кроме скуки. Нашим усталым советским женщинам, у которых нет шести соток и денег на Канары, предоставляется честная-благородная возможность поплакать в кино над своей горькой судьбиной и затем улыбнуться сквозь сладкие слезы. Фильм -- не более чем мелодрама, но сделан конкретно, безошибочно и современно...
Эта "Прекрасная мельничиха" современности – история лучшей поварихи лучшего ресторана немецкого города Гамбурга. Она – супер-крутой профессионал, и в этом вся ее жизнь. Жизнь начинает меняться, когда в автокатастрофе гибнет ее сестра, и ей на руки сваливается малолетняя племянница. Племянница хочет к маме или в крайнем случае к папе, которого не знает, поскольку когда-то просто родилась от какого-то итальянца. Повариха ей ни к чему, но это еще не все. Жизнь меняется еще больше, когда другой итальянец, вновь нанятый хозяйкой повар-конкурент, появляется в ресторанной кухне. Марио – тоже крутой профессионал, но Марта привыкла все делать сама и не хочет терять завоеванные позиции. Дальше трудно не догадаться, что обе мелодраматические схемы будут решены по-нашему, по-женски, полюбовно. Причем в Европе, где все уже сыты, любовь – действительно не пустой звук, она может быть достоверно главнее денег.
От конвейерных мелодрам "Неотразимую Марту" выгодно отличает то, что схемы возникли не на пустом месте, не просто с женщиной и ребенком, не просто с женщиной и мужчиной, а на производственную тему. То есть еще неизвестно, была ли бы там любовь в смысле секс и дети, если бы повариха не любила свою профессию. При этом Марта и Марио могли бы быть, разумеется, не поварами, а кочегарами или плотниками, но оба должны знать себе цену в том, как делают свое дело. Тогда и проблемы с людьми, с чем угодно проходят сквозь призму уверенности в себе, изначальной незакомплексованности, что является несбыточной мечтой для подавляющего большинства населения страны вечнозеленых помидоров, а для Европы сегодня – норма. Тогда и мелодрама – лишь орудие труда для приготовления юмора, ритма и разных тонких подробностей, которые не снились какой-нибудь нашей "Мачехе" или американской "Stepmom".
Кулинарное же искусство возникло на экране, поскольку оно без метафор кинематографично. Когда Марта готовила фуа-гра, лосося или бифштекс с кровью, это были наглядные и выразительные приключения профессии, и они ничуть не скучнее, чем бандитские разборки или теневая экономика. В конце концов, можно даже прислушаться, присмотреться и самому что-нибудь лососиное приготовить. В фильме нет ни одного плохого человека, тем не менее, он не пресный и не слащавый. Ну, когда повариху обманом заставляют съесть макароны, приготовленные конкурентом, обман по делу не уступает какой-нибудь банковской афере со стрельбой. К тому же проблема не в том, чтобы всех аферистов посадили или постреляли, а в том, как такому же фанатику свободы – только в своей специальности – заслужить это самое большое человеческое счастье. Весьма любопытные есть в фильме рекомендации.
Повторю: любовь на производственную тему годится только для взрослого коренного населения. Она не в кассу лимитчикам и малолеткам, которым только бы цапнуть, пристроиться и расслабиться. Но для своей аудитории "Неотразимая Марта" явно окажется достойной гамбургской кулинарии. По-гамбургски интеллигентно играют два главных исполнителя, Мартина Гедек и Сержио Кастеллито. Премию "Феликс" за прошлый год итальянец, безусловно, заслужил.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.