Уходящий год дал целый залп мультипликационного креатива — каждый да запомнил парочку проектов. Достижения покрыли территорию всех анимационных начинаний: трогательное слово от мастера Хаяо Миядзаки, анархичные переосмысления супергероики, неожиданный бум французской анимации, а также новый кассовый рекорд — рассказываем о главных премьерах в мире анимации в 2023 году.
Полнометражный «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы» перезагрузил французский мультсериал о дуэте одноклассников, сражающихся с парижскими преступниками. Авторы сделали ставку на широкую аудиторию — зрителей как знакомых с сериалом, так и нет. В руках создателей своя вселенная, где есть место авантюрным прогулкам по Парижу, битве с его опасными обитателями и любовной линии. «Леди Баг и Супер-Кот» – занятный травелог по туристическому Парижу, неожиданно крепкий и хорошо детализированный.
Не менее важно, что мультфильм получил обратную связь — релиз встретила удача как в мировом, так и в российском прокате. Пока Disney простаивает и всеми средствами пытается преодолеть кризис идей, полунезависимый проект собирает приличную кассу и доказывает, что будущее далеко не обязательно за американскими гигантами.
Довольно трудно представить список анимаций года без успешных сиквелов — и на этой улице тоже праздник. «Эрнест и Селестина» — продолжение нашумевшей истории о дружбе мышки и медведя. Французские аниматоры создали яркий акварельный мир, где есть место природе, уютным улочкам и, увы, суровым общественным нравам: в городке, куда прибыли герои, музыкантам разрешено использовать только одну ноту. Между тем Эрнест не представляет жизни без игры на инструментах.
Борьба художника с ежовыми рукавицами общества и преобразующая сила искусства: «Эрнест и Селестина» создает приятный рисунок на фоне универсальных конфликтов. И самое примечательное, приключения друзей можно смотреть, даже не зная о хитовом мультфильме 2012 года, равно как и об удачном сериале.
Мультфильм не просто так окрестили «Апокалипсисом сегодня» в мире детской анимации, пусть поначалу он и создает и весьма обманчивое впечатление. Испанский режиссер Альберто Васкес выводит медвежат и единорогов на тропу войны. Неразрешимые конфликты и природа насилия — фокус авторских размышлений, а сама стихия борьбы представлена в гротескном фэнтезийном стиле.
«Война единорогов» не призывает зрителя к расшифровке универсальных символов — история получилась базовая и понятная аудитории любых возрастов. Выделяется же мультфильм своей необычайной рисовкой — она предельно далека от модного реализма и совмещает умилительно приторный мир с вечным пламенем катастроф и смертей. Можно назвать несправедливостью тот факт, что лента прошла мимо массового зрителя: шанс на реабилитацию есть, ведь критики охотно вносят «Войну единорогов» в списки лучших анимационных проектов года.
В 2000 году Aardman Animations взорвали мир мультипликации, выпустив пластилиновый шедевр о курицах, которые бежали от тиранических фермеров. Ушло две декады, чтобы подготовить нас к сиквелу. В этот раз птицы не бегут из злосчастного плена, а напротив — пробираются на крупное производство, чтобы спасти дочь Молли. «Рассвет наггетсов» (оригинальное название несколько потеряло в локализации), безусловно, уступает детищу Николаса Парка и Питера Лорда: если там забористо пародировали «Большой побег», то здесь незамысловато кивают «Рассвету мертвецов» (покорные курицы на конвейере напоминают ходячих зомби), а когда авторы высмеивают шпионские боевики, тонкий слой юмора быстро стирается.
Однако второй «Побег из курятника» все еще событие — очередной вызов компьютеризированному миру, пример мастерского рукоделия. Включив мультфильм, зритель запросто поймает себя на мысли, как он скучал по старым добрым пластилиновым текстурам.
Супергеройская анимация в последнее время стала новым авангардом — все смелые замыслы теперь там, втиснутые в мир компьютерных моделей и рисованных объектов. Отличились на сей раз и черепашки-ниндзя: нежданная инкарнация привнесла новые краски во вселенную. Теперь это безумная фантасмагория, настоящий бестиарий, который стилистически напоминает и японские кайдзю, и последних части «Человека-паука» одновременно.
Приключения беззаботных черепах похожи скорее на «Выходной день Ферриса Бьюллера» Джона Хьюза, а конфликт с враждебным синдикатом прерывается репризами о пубертатном возрасте. «Погром мутантов» — парад хулиганства и необременительной веселухи: монстры с клешнями, соседство милого и уродливого, как в фильмах Джеймса Ганна, а еще сценарное участие Сэта Рогена и Эвана Голдберга. Обрамляет шоу броский анимационный стиль, с искажением форм и заметным утрированием, который идет мультфильму на руку. Получился не очередной канализационный паразит, а действительно смелая ревизия.
Парочке итальянских водопроводчиков улыбнулся успех, в который поначалу трудно было поверить. Причем стремительный и громоподобный: детище Illumination и Nintendо взобралось на третью строчку среди самых кассовых мультфильмов в истории. Практика показала, что героев старого платформера рано списывать со счетов: поклонники видеоигр, да и не только они, с радостью посмотрят на то, как Марио и Луиджи противостоят черепахе и спасают Грибное королевство.
Нет ничего дурного в той игривости, с какой авторы устанавливают мост с фансервисом. Битва с Донки Конгом? Запросто. Эффектные гонки в Mario Kart? Это есть. Даже кадр, и тот устанавливает родство с платформером, позволяя окунуться в ностальгическую мифологию Nintendo: ракурсы, музыка, текстуры — невольно хочется потянуться за геймпадом. Не предлагая ничего нового в сюжете, мультфильм о Марио тем не менее парит на высотах воображения: получился, вне всяких сомнений, лучший подарок игроманам старой закалки, а также самая удачная находка Illumination после «Гадкого Я».
Нового Человека-паука по имени Майлз Моралес легче легкого втянуть в паучью авантюру — особенно когда на приключения подначивает Гвен Стейси. Первый мультфильм, вышедший в 2018 году, был своего рода революцией: он вернул зрителя в мир пестрых и искрящихся картинок, в первозданную красоту и хаос комикса, второй же эти достижения приумножил. «Паутина вселенных» поднимает ставки: «человеков-пауков» во много крат больше, темп еще более сумасшедший, а мультивселенная как луковица: поди разбери ее слой за слоем.
Но главное в мультфильме — креативное нахальство, способность авторов взять и отключить чувство меры. Тут постоянно прыгают по порталам, носятся друг за другом и пускают паутину — иллюстрируется действо разными стилями и языками, начиная от имитации большого кино и заканчивая страницами комиксов. Через паучьи волокна, кажется, мультфильм соединил решительно все: это тотальное произведение искусства от мира супергероики и попросту незабываемая арахнида. Лучший супергеройский мультфильм года? Несомненно.
Для 82-летнего Хаяо Миядзаки каждый новый проект становится своего рода прощальным поклоном. «Мальчик и птица» — одиссея в знакомые волшебные миры, но приправленная трезвой горечью художника, познавшего жизнь: двенадцатилетний Махито тоскует по умершей матери и пускается вслед за цаплей, которая открывает двери в реальность, лежащую по другую сторону. Японию тем временем сотрясает война, а отец героя работает в авиапромышленности — от суровой реальности не скроешься ни в тихой деревушке, ни в фэнтезийных мирах, ведь там тоже есть место конфликтам и разрушению.
В «Мальчике и птице» присутствует весь каскад образов, за который мы полюбили японского художника. Но главное, что отличает позднего Миядзаки, — видение в мрачных тонах, необходимость смириться с несовершенством мира, погрязшего в разрухе. Сказочность заканчивается там, куда приходят толпы злобных попугаев и хладнокровный пеликан, — окружающая гармония чрезвычайно хрупка, о чем говорит даже Архитектор. «Мальчик и птица» — собственное «Зеркало» и «Восемь с половиной» от гения анимации: без пяти минут автобиография, написанная силой хлестких и по-прежнему мощных образов.