Представьте себе ситуацию. Случилось так, что в жизнь воплотился совершенно фантастический сценарий. Вас назначили послом Российской Федерации в Великобритании и за особые заслуги пригласили в Букингемский дворец…
Что делать РФ в такой ситуации? Вы же все-таки посол, официальный представитель, лицо страны в Туманном Альбионе. Остается лишь отказаться от вас, объявить, что страна не согласна с вашими действиями и вы больше не вправе действовать от имени своего правительства. Выражаясь одним словом, вас дезавуируют.
Дезавуировать – «любимое» слово Итана Ханта. Правда, вел он себя вполне прилично, просто чересчур экстремально, и поэтому с дезавуацией оперативник агентства невыполнимых миссий сталкивался в четырех фильмах из пяти. Вначале его приняли за крота, затем Итан Хант устроил диверсию (на самом деле нет, просто кто-то использовал его личность), после Ханта объявили вне закона, когда его миссия провалилась после обстрела беспилотников и потери важного «клиента», в четвертой части агент «взорвал» Кремль и в очередной раз столкнулся с дезавуацией. В пятом фильме масштабы дезавуирования становятся намного больше, ЦРУ сокращает весь отдел невыполнимых миссий после одной промашки, дискредитирующей целую организацию.
После дезавуирования Итан Хант и его команда становятся изгоями… племенем изгоев, отсюда и подзаголовок пятой «Невыполнимой миссии».
Считается, что четвертый фильм возродил франшизу, по крайней мере в коммерческом плане. «Протокол “Фантом”» выходил спустя пять лет после “MI 3”. Триквел, снятый Джей Джеем Абрамсом, был неплох, и многие называют его лучшим фильмом франшизы, но при 130-миллионном бюджете он собрал не самые внушительные 397 миллионов. «Фантом» не имел такой же динамки, как третья часть, не мог похвастать ярким злодеем, каким был Филип Сеймур Хоффман, да и сценарием сильно проигрывал своему предшественнику. Тем не менее фильм почти взял 700-миллионную отметку, а значит, надо продолжать.
«15 лет Том Круз отдал франшизе “Миссия невыполнима”, уже 30 лет он является звездой кино, но сейчас ему комфортнее в спокойной ветеранской роли, чем в центре внимания. Конечно, лучшие сцены все равно достаются ему, однако теперь вокруг появились запоминающиеся второстепенные персонажи, и главный посыл таков – Хант не может спасать мир один», – пишет Мэтт Голдберг с Collider.com, посмотревший «Протокол “Фантом”» специально перед выходом «Племени изгоев».
Почти вся команда Итана Ханта возвращается в пятом фильме: Джереми Реннер в роли Брандта, Саймон Пегг в роли Бенджи, Винг Рэймс в роли Лютера… и должны были быть Пола Пэттон в роли Джейн и Мэгги Кью в роли Жен Лей, но будь прокляты эти накладывающиеся друг на друга съемочные графики. Вместо двух красивых девушек мы получили одну – Ребекку Фергюсон из «Белой королевы». Этой банде придется справиться с Синдикатом, некой организацией, которая работает против IMF. Синдикат впервые появился в 1966 году в телесериале «Миссия невыполнима», а затем о нем вспомнили в концовке «Протокола “Фантом”»… Собственно, «Племя изгоев» начинается прямо там, где закончился «Фантом». Хант и Ко отправляются в новый путь, насыщенный экшеном, безумными трюками, почти безнадежными ситуациями и адреналиновым оптимизмом главного героя.
«”Миссия невыполнима: Племя изгоев” не корчит из себя нечто выдающееся, но уверенно выполняет поставленную задачу, снабжая нас зрелищной подборкой драк, погонь, экстремальной езды, падений и проникновений. Фильм полностью отрабатывает все авансы», – хвалит работу режиссера Кристофера МакКуорри критик Алонсо Дюральде (Alonso Duralde/The Wrap).
Раз уж мы заговорили про драчки и тачки, нельзя не упомянуть, что всю трюковую составляющую Том Круз, как он это обычно делает, взял на себя. Его нежелание работать с дублерами всем известно, и, продвигая фильм, пиарщики это активно используют.
За время съемок в «Племени изгоев» Том Круз 6 раз получал различные травмы. Он прыгал со здания Венской оперы, гонял по марракешским хайвеям, чуть не попал под лондонский автобус, поднимался вместе с самолетом на высоту полутора километров, прыгал с 35 метров и по 6 минут проводил под водой.
Именно подводные съемки (а не полеты за бортом самолета) координатор трюков Уэйд Иствуд считает самыми опасными в фильме. Плавать и задерживать дыхание Тома Круза учил специальный консультант, а уже на месте Иствуд следил, чтобы Круз не пошел вдруг на дно топором.
«Том все делал сам. В фильме нет кадров с Итаном, где Итана играл бы не Том. Во многих интервью уже говорилось, что, не будь Том актером, из него бы вышел отличный каскадер, но каскадер лишь дублирует персонажа, а Том его играет, – рассказывает Иствуд. – Когда мы снимали под водой, я два или три раза вытаскивал Тома наверх, а он спрашивал меня: “Ты что делаешь? Я же работаю, играю”. А я отвечал: “Я знаю, просто все было слишком реально, и я начал побаиваться”».
Сцену снимали две недели, готовились к ней Круз и Иствуд два месяца. Все вышло как нельзя лучше.
«МакКуорри понимает, что “Миссия невыполнима” по своей сути простая байка с чувством юмора и действием, которое идет по грани пародии с каменным лицом», – считает Мэтт Золлер Зайтц (Matt Zoller Seitz/RogerEbert.com).
«Я бы привел аргумент, что это самый смешной фильм из всей серии, и добавил к нему то, что оператор Роберт Элсвит снимает абсолютно умопомрачительные кадры с “хрустящей”, чистой экшен-хореографией, которую вы рассмотрите во всех подробностях», – хвалит картинку Дрю МакУини (Drew McWeeny/HitFix).
За юмор по большей части отвечает Бенджи Саймона Пегга. Технарь-программер всегда был потешным членом команды Итана Ханта, и в новом фильме ему предоставили особенно большой простор для смешной деятельности. У него даже была собственная сцена с маской, но ее вырезали. Бенджи уже в третьем фильме кряду мечтает поносить маску с чужим лицом и эффектно снять ее перед глазами изумленных зрителей… но не судьба. Пегг должен был перевоплотиться в Алека Болдуина, надев специальный костюм, который «накинет» ему пару килограммов. Увы, МакКуорри и продюсеры решили, что этот десятиминутный эпизод с участием Пегга и Болдуина сбивает динамику одного из ключевых моментов фильма.
«Фильм склеивает между собой один рутинный экшен с другим, вставляя между ними вычурные диалоги и усиленные тыкания пальцем в iPad», – написал Кайл Смит(Kyle Smith/New York Post), автор самого негативного отзыва о «Миссии». Вполне возможно, что он в тот день просто встал не с той ноги, ибо таких, как он, недовольных единицы.
«МакКуорри – обладатель “Оскара” за сценарий “Подозрительных лиц” 1995 года – достает туз из рукава. Он привносит в обычный голливудский блокбастер чуткость инди-фильма», – неожиданно отмечает Питер Траверс (Peter Travers/Rolling Stone).
«Ингредиенты знакомы и проверены временем, но некоторые коктейли усваиваются гораздо лучше других, и работа МакКуорри как раз из таких», – рекомендует «Невыполнимую миссию» к просмотру Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).
В прокат «Миссия невыполнима: Племя изгоев» выходит 6 августа, однако в IMAX-залах показы уже начались.
К слову, Том Круз уже заявил, что у франшизы будет шестая часть. Съемки начнутся летом следующего года. Кто будет режиссером, пока неизвестно. Совсем не факт, что пост за собой сохранит Кристофер МакКуорри, ведь, как признавался сам Круз, ему всегда нравилось то, что каждую часть ставил кто-то новенький.