В онлайн-кинотеатрах «Окко» и Wink состоялась премьера фильма «Венсан должен умереть», показанного в прошлом году в программе «Неделя критики» Каннского кинофестиваля. Дебютант Стефан Кастанг рассказал историю обычного офисного работника, которого почему-то все окружающие хотят убить. Мы поговорили с Кастангом об исполнителе главной роли Кариме Леклу, специфическом французском юморе и работе с несколькими жанрами.
Венсан (Карим Леклу) работает графическим дизайнером в строительной компании и со стороны кажется совсем обычным человеком. Только в один день на него сначала бросается стажер и избивает ноутбуком, а затем коллега протыкает запястье ручкой. Череда беспричинных нападений продолжается, и Венсан решает защитить себя: купить боевую собаку, заказать шокер, обучиться основам самообороны и уехать из города в деревню. По пути он встречает официантку Марго (Вимала Понс) и влюбляется в нее, хорошо зная, что и она без тени сомнений приставит нож к его горлу.
«Венсан должен умереть» — концептуальное кино, где всем сюжетом управляет оригинальная идея. Сценарий написал драматург и актер Матье Наэр, а как его текст попал к вам в руки?
Мне его предложили продюсеры, а сюжет придумал Матье где-то три года назад. Для моих короткометражных работ я сам писал сценарии, поэтому не был уверен в успехе проекта. Но начал читать, и во мне что-то щелкнуло: я увидел очень кинематографическую идею, которую можно красиво воплотить.
Стали вы как-то менять сценарий под себя?
Всего несколько деталей, чтобы он соответствовал моему видению. Зато благодаря работе с Матье Наэром я понял, что могу не бояться чужих текстов.
В «Венсан должен умереть» много элементов из разных жанров, но в центре стоит черная комедия. Как вы сами идентифицируете свое произведение?
Сложно ответить на этот вопрос, потому что сценарий Наэра очень пластичен, мы по-разному представляли его продюсерам в поисках инвестирования. В итоге фильм находится на пересечении нескольких жанров: есть экшен-моменты, сатира, комедия, фантастика и любовная драма. В разговоре с инвесторами я особо обращал внимание на важность любовной линии, потому что на контрасте с ужасными событиями картина передает важность близких взаимоотношений. Любовь может стать главным утешением для человека в беде, позволит пережить даже самые тяжелые вызовы судьбы. Поэтому вместо того, чтобы выстроить кино вокруг одного из жанров, я выделил общий романтический подтекст.
В случае разножанровой картины надо уметь выдерживать интонацию, чтобы один аспект не перекрывал другой. Так, после второго нападения Венсан обращается к терапевту и жалуется на беспричинное насилие, ситуация выглядит смешно и пугающе из-за глупого виктимблейминга специалиста. Давали ли вы себе какие-либо установки, чтобы удержать баланс комического и драматического?
Это французское умение создавать комедии с очень странным чувством юмора. Если бы меня тоже ни за что избили, я бы тоже обратился за помощью.
Мне кажется, что у фильма очень удачный каст главной роли. Безобидная внешность Карима Леклу позволяет поиграть с ожиданиями зрителя: за его детскими глазами прячется очень хитрая личность.
Когда я впервые прочитал сценарий, то сразу встал вопрос об исполнителе роли Венсана. Нужен был актер, работающий прежде всего не голосом и лицом, а всем телом, требовалась большая артистическая пластичность. Было бы ошибкой с моей стороны взять актера, который внешне выглядит сурово. Так я начал искать актера с мягким телом, будто не созданным для борьбы. Таков Карим — смотря на него, вы не подумаете, что он полезет в драку. Его талант помог создать противоречивого персонажа, который одновременно мягок и добр, а с другой стороны, серьезен и брутален. Пока мы видим, как Венсан постепенно адаптируется к ужасным условиям, можем не заметить, что его лицо все время остается непроницаемым для взгляда. Это напоминает об актерской игре Бастера Китона, который, не говоря ни слова и не меняя физиономию, передавал все игрой тела.
Что вы бы сами сделали, если бы оказались на месте вашего героя?
Я трус, поэтому я бы очень быстро умер, полнометражное кино не получилось бы снять. Думаю, фильм кончился бы на моменте визита к психотерапевту — он бы точно меня убил.
Смотрите фильм «Венсан должен умереть» в онлайн-кинотеатрах Окко и Wink.