Самый добрый фильм 2022-го года
После неоднозначной «Острой палки», бескомпромиссно рассуждающей о влиянии репродуктивного здоровья на сексуальность и психическую стабильность женщины, Лина Данэм внезапно обратилась к максимально зрительской кинематографической палитре. В «Кэтрин по имени птичка» есть все, за что мы так любим подростковое кино: чуткое сердце, теплые материнские объятия и, конечно же, храбрый бунтарский дух, способный сломать любые стены непонимания.
Англия, 1290-й год. Главная героиня — четырнадцатилетняя Кэтрин по прозвищу Птичка (Белла Рамси), дочь лорда Ролло (Эндрю Скотт) и леди Эйслинн (Билли Пайпер) — упорно не желает взрослеть и становиться настоящей леди. Увы, время не ждет, пубертат неотвратимо наступает, а вместе с ним и вереница алчных до красивого титула, но не самых обаятельных женихов. В стремлении противостоять навязанному замужеству Кэтрин придумывает максимально оригинальные пути отхода, но все напрасно: денег в семье с каждым днем становится все меньше, а терпение отца и вовсе на пределе. Только Птичка способна спасти родственников от грядущего разорения. Остается лишь найти ей максимально выгодную партию.
«Кэтрин по имени Птичка» является экранизацией одноименного романа американской писательницы Карен Кушман, вышедшего в далекие от идей современного феминизма 90-е годы. Тем не менее эта книга — классическое детище эпохи постмодернизма, опередившее свое время на годы, а то и декады. Все основные персонажи «Кэтрин по имени Птички», а в особенности — четырнадцатилетняя Кэтрин — наделены современным сознанием, хоть и живут в декорациях XIII века. Вероятно, только по этой причине история Птички и не завершается трагично — в конце концов, она получает свое право на личное счастье, пусть и в концепции фэнтезийной пародии на средние века.
Данэм во многом вторит тексту Кушман, добавляя в ее вымышленную киновселенную немного современной эстетики: самодовольный лорд Ролло носит игривый тигровый принт, а самый проникновенный диалог в фильме проходит под чувственную композицию Mazzy Star — Fade Into You, которая, как и книга Кушнер, вышла в далекие 90-е. Есть в «Кэтрин по имени Птичке» и аккуратные референсы на современное кино — сложно при виде Дэвида Брэдли и Беллы Рамси не вспомнить про «Игру престолов». К счастью, лента Данэм обошлась без запретного кровосмешения, внезапных отравлений и красной свадьбы (хотя, намеки были).
К слову, для Лины Данэм, которая большую часть жизни рассказывала истории о сексуально раскрепощенных женщинах в большом городе, вхождение на территорию костюмного кино — настоящий и определенно удачный эксперимент в карьере. «Кэтрин по имени Птичка» лишена надрывной рефлексии «Девочек» и едкой самоиронии «Острой палки». В этом фильме много разоружающе искренней наивности, которая бывает только у девочек-подростков, есть здесь и теплое обаяние провинциальной глубинки, где жизнь течёт словно дикий ручей в лесу — спокойно и свободно. Но, что самое важное, в «Кэтрин по имени Птичке», как и любой другой сказке, добро обязательно побеждает зло, а любовь излечивает все душевные раны.