Книжный червь и по совместительству экс-агент снова ступает на тропу войны – теперь в ландшафтах Апеннинского полуострова.
Роберт МакКолл (Дензел Вашингтон) после бойни на Сицилии попадает в уютную маленькую деревню в Южной Италии, где обретает новых друзей, включая заботливого врача (Ремо Жирон). Совсем скоро бывший агент понимает, что друзья находятся под прямым контролем местных криминальных боссов. Когда мафия принимается терроризировать жителей, МакКолл встает на защиту невинных.
Во втором «Уравнителе» МакКол превозмог свой челлендж со «ста книгами», символически завершив дело на Марселе Прусте. Заходя на третий круг с тем же режиссером Антуаном Фукуа, герой Дензела Вашингтона лишился интеллектуальной изюминки – в этот раз, кажется, ему совсем не до литературы, пусть и сицилийский колорит этому потворствует куда больше, чем стамбульский. Вашингтон снова показывает силу правосудия, бинарный мир, строго поделенный на хороших и плохих, а также морщины на седьмом десятке лет – не печальную данность, а для любого героя боевика скорее украшение. Фукуа, в отличие от все реже снимающегося Вашингтона, не останавливается, продолжая запускать в производство боевики, даже после обоймы фильмов с холостыми патронами («Освобождение», «Бесконечность») его фамилия в титрах все так же регулярна.
Нужны ли посредственным боевикам продолжения – вопрос резонный, но в приличных обществах кинолюбителей, наверное, его и не задают. Фукуа выжимает все из своего героя, которого Вашингтон играет с предельной деликатностью: те же перфекционистские причуды с раскладыванием салфеток, доблестная ухмылка и интеллектуальная отстраненность. Обязательно – мануальная терапия над бандитами с применением арсенала колюще-режущих предметов. Если во втором «Уравнителе», допустим, турецкий колорит был вежливо задвинут: ни стамбульских локаций, ни автохтонных злодеев (там МакКол сражался со своими нерадивыми американскими коллегами), – то в триквеле авторы решили оторваться по полной, отдавшись местному антуражу сполна. Драки и перестрелки среди узеньких итальянских улочек, камера постоянно выхватывает красивейшие скульптуры, а сами антагонисты – темпераментные головорезы с татуировками, в перерывах между делами уплетающие спагетти. Пока местные жители страстно любят жизнь и с романтическим пристрастием смотрят фильмы на стене дома, бандиты прессуют невинных торговцев рыбой.
В этот раз сантиментов на порядок меньше, беззубого экшена – тоже (целый час уходит на вводную часть), да и сам МакКол стал на порядок немногословнее. Зато в насилии лента Фукуа подкрутила бегунки: тут и переломанные конечности, и отрубленные руки в мафиозном стиле, и в целом богатый набор графических радостей. Выигрывает ли от этого лента – тут, конечно, едва ли. Но сказать, что третий «Уравнитель» ударил в грязь лицом, тоже преувеличение. Просто Фукуа, всегда оставаясь жанровым режиссером, загнал «Уравнителя» в узкую нишу второсортных боевиков, у которых существует вполне предсказуемая динамика жизни: первый фильм хорошо знают и до сих пор смотрят, второй теряется в памяти, а о наличии третьего узнают уже постфактум. Очередные похождения МакКола в поисках правосудия, возможно, не найдут своего зрителя – смотреть в третий раз, как убийца-мститель нарезает бесчисленных бандитов, не только удовольствие, но и в какой-то мере утомительное испытание. И взывать то к харизме Вашингтона, то к актерской химии (здесь, в принципе, уже нет звезд, кроме иногда появляющейся Дакоты Фаннинг) становится все сложнее и бессмысленнее.