Финал культовой и самой личной истории Кевина Смита.
Однажды в далёком-далёком Нью-Джерси жил-был парень по имени Кевин Смит, который мечтал стать режиссёром. Он даже поступил в киношколу, но бросил её спустя несколько месяцев, чтобы накопить денег на первый фильм. Юный падаван вернулся домой, стал работать в магазинчике «у дома», продал коллекцию комиксов, взял десяток кредиток и собрал таким образом $27 575 долларов. Так в 1994 году на свет появились «Клерки».
Такую же сумму Рэндал поручает собрать Данте на финансирование дебютного фильма, который он решает снять, едва не отправившись на тот свет из-за сердечного приступа. Спустя годы после событий вторых «Клерков» и выкупа магазинчика, в котором герои когда-то начинали свой путь, практически ничего не изменилось. Ну разве что кроме возраста ― Рэндалу и Данте уже под 50, а их сайдкику Элайасу, которого родители до сих пор подкидывают до работы, стукнуло 36. В остальном всё осталось прежним: герои играют в хоккей на крыше, рядом с ними «шмалят дурь, курят шмаль» Джей и Молчаливый Боб, а в разговорах по-прежнему фигурируют «Звёздные войны» и отсылки к поп-культуре. Но всё меняется в роковой день, когда у Рэндала случается инфаркт и он решает сделать что-то стоящее в жизни ― фильм о своей юности. То есть, по сути, первых «Клерков». Круг замкнулся.
Кевин Смит в лучших традициях Кевина Смита в очередной раз берёт свою жизнь и перекладывает её на чистые страницы. Так было когда-то и с первыми «Клерками», вдохновлёнными его становлением в Нью-Джерси, та же участь постигла и третью часть, находившуюся в производственном аду почти что 10 лет. Сам постановщик пережил сердечный приступ в 2018-м, после чего уже активно взялся за новый сценарий, стал пропагандировать веганство (без этого не обошлось и в фильме), занялся спортом и в целом многое переосмыслил. В общем, Смит снял свои «8 с половиной», в которых признался в любви кинематографу и всем людям, которые вдохновили его стать кинематографистом.
И у него действительно получилось. Формула «снимай так, чтоб самому быть своим главным фанатом» когда-то отлично работала на Смита, но в последние годы скорее отвернула от него даже самых преданных последователей. Поэтому после перезагрузки «Джея и Молчаливого Боба» все уже были готовы подставить вторую щёку и сменить вероисповедание, но вместо этого получили сердечный приступ с доставкой на дом, после которого остаётся лишь благодарить дружище Иисуса за то, что дождались.
Правда, испытать кринж от не самых удачных шуток всё равно придётся, но это та цена, которую стоит заплатить во время просмотра третьих «Клерков». Тем более что она довольно мала, ведь в конечном итоге крепкая драма, которой является детище Смита, стоит гораздо дороже, чем даже 37 дорогущих NFT-токенов (да, и это увлечение Кевина тут пропагандируется безо всякого стеснения). А все потому, что «Клерки», начинавшиеся как трагикомичная история дружбы и поиска своего места в жизни, на этой ноте и закончились. В очередной раз продемонстрировав, что счастье и успех ― это конструкции, которые для каждого означают разное, главное, чтобы рядом были люди, которые разделяют твои ценности и делают эту жизнь чуть веселее.
Отсюда в фильме и столько камео, ведь своих Смит не бросает, своих он везде и всегда носит с собой в карманах широких шорт. Начиная от всей семьи, родных Джейсона Мьюза (Джей) и даже нового бойфренда своей дочери и заканчивая Беном Аффлеком (в его лучшем амплуа лимона), Джастином Лонгом из «Бивня» и Мелиссой Беноист из «Супергёрл» ― «Клерки 3» заставляют фанатов режиссёра вздрагивать от камео и пасхалок каждые 3 минуты. Оставшееся же время приходится невольно предаваться ностальгии, на ней как-никак и держится это кино. Приёмчик, который в наше время уже считается пошлым, стал у Смита очень даже рабочим. Всем любителям «Клерков», которые когда-то массово почувствовали себя белыми парнями из Нью-Джерси, жизнь которых сводится к зависанию с приятелями, просмотру фильмов и чтению комиксов, посвящается.