Лучше бы не переворачивали календарь.
3 сентября после бурного мальчишника Витя просыпается на берегу озера вместе со своими друзьями, женатым Вовой и бабником Валерой. Боясь опоздать на собственную свадьбу, герой и его товарищи ловят попутку и мчатся в город. Уже во дворце бракосочетаний Маша, невеста Вити, получает сообщение, после которого сбегает со свадьбы. Пытаясь найти невесту, герои сталкиваются с бандитами, которые хотят убить друзей за некие действия, совершённые прошлой ночью. Витя просит Небеса вернуть время назад, после чего попадает в день сурка — он вновь просыпается третьего сентября. Теперь он пытается спасти намечающуюся свадьбу и понять, что же он натворил накануне.
«Третье сентября» — совместный проект телеканала ТНТ и «Кинопоиска». В промо его называли «сериалом по мотивам песни Михаила Шуфутинского» и «экранизацией мема». Но есть и другой, более важный первоисточник — «Мальчишник в Вегасе».
Во-первых, третье сентября отчасти копирует сюжет фильма («Мы проснулись после вечеринки, ничего не помним, ой, что же делать»). Во-вторых, в сериал перекочевали и герои американской комедии. Вова, друг жениха, потерял кольцо, за что супруга готова его убить — всё как у Стью в «Мальчишнике в Вегасе». Ну а Валера — ловелас, прямо как Фил (но без обаяния). Сцена разговора с невестой по телефону, с которой открывается сериал, почти покадрово повторяет американскую комедию.
Но уже со второго эпизода «Ханговер» уступает место другому фильму — начинается «День сурка». И герои ещё семь раз проживают сюжет первой серии, добывая крупицы информации о мальчишнике. Зритель вынужден смотреть буквально одно и то же.
Вообще-то, даже Бог после шести дней работы захотел взять выходной. А герои «Третьего сентября» и на восьмой день делают одно и то же, пытаясь ночь опередить и всё сначала повторить (а зритель смотрит на эту временную петлю и думает, влезет ли в неё голова). В середине восьмой серии возникает подозрение, что никакого финала не будет. Что будет девятая, десятая, затем одиннадцатая серия, за ней ещё четыреста, и только в триста пятьдесят седьмой герои немного прояснят ситуацию.
«Третье сентября» тяжело смотреть не только из-за сюжета. В одной из сцен звучит песня Иванушки International «Где-то», и строчки гениально описывают монтаж:
«Но однажды зимой,
Ну а может, весной,
Ну а может быть, осенью где-то».
По какой-то причине монтажёр решил превратить отдельные сцены в упражнение «Сколько склеек я смогу сделать за минуту». Иногда кажется, что это не комедия, а индийский боевик, но вместо драк и погонь в нём участвуют улыбающиеся люди, которым очень нравятся «смешные» шутки Валеры. Вообще, бабник Валера — удивительнейший персонаж. В каждом эпизоде он решает вопрос со своими тремя любовницами, которые пришли на свадьбу, не зная о существовании конкуренток. Абсолютно предсказуемые гэги повторяются во всех сериях, кроме последней. Одну из своих любовниц он называет «новенькая». Как сказал бы Брэдли Купер, noven’kaya.
А ещё Брэдли «Валера» Купер шутит. Например, так:
— Секс такой, что снимаю шляпу.
— Шляпу лучше не снимать.
Или «Мне не нужны три любовницы сразу. Если это не жмж».
Если бы Фил в «Мальчишнике в Вегасе» шутил так же, зритель бы в жизни не поверил, что этот герой — не девственник. Впрочем, Валера не выбивается из общего контекста. Шуток в сериале очень мало, и чаще всего это повторы. Женщины дают пощёчины бабнику, тёща злобно смотрит на жениха, один из родственников пьёт из фляги, жена отчитывает мужа за потерянное кольцо — в общем, не те четыре сюжета описал Хорхе Борхес.
Поражает не только отсутствие юмора, но и количество музыки. В сериале очень много поют. Например, в первой серии песня «Третье сентября» звучит четыре раза — и это за двадцать минут. Несколько раз за сериал звучит «Выпьем за любовь». В последней серии можно послушать Леонида Агутина и Анжелику Варум, а если не хватило, то и Любовь Успенскую. Знаешь, Венеция, у нас есть «Джокер» дома. В третьей серии невеста поёт «Свадебные цветы» Ирины Аллегровой, и из-за монтажа героиня может целовать жениха одновременно с исполнением песни — видимо, поёт не ртом, а сердцем. В четвёртой серии звучит песня «Валера», под которую танцует «бабник» Валера, — и примерно в шестнадцатый раз непонятно, почему женщины с ним занимаются сексом. На самом деле непонятно, почему с ним вообще кто-то разговаривает (кроме санитаров). Но музыка прорывается в сериал не только через звуковую дорожку. Например, герои приходят на могилу Михаила Круга — да, в день свадьбы. Тверь — город суровый.
Естественно, в сериале снялся и Михаил Шуфутинский. В первой серии он просто подвозит героев. В восьмом эпизоде мы видим его в одной из самых сентиментальных сцен сериала. В машине играет песня «Третье сентября», и Валера спрашивает Шуфутинского: «Как думаете, о чем песня?» Интересно, о чем же песня «Третье сентября», Валера? Про календарь? Про переверну? А может быть, про я? Про кострырябин? Кострыря бин? Валера, остановись.
Если кажется, что шансонье заскочил в сериал просто для проформы, то нужно ждать финальную сцену. В ней Шуфутинский звонит кому-то и говорит, что пора прекращать день сурка для героев. Шуфутинский звонит Богу по мобильному, только вдумайтесь. Или он и есть Бог? Впрочем, ещё в 2002 году, после строчки «Ты на теле, не скрывая, носишь красоту, как ты это называешь, кажется, тату» можно было догадаться, что это не просто певец — пророк минимум. Очевидно, что съёмочная группа ориентировалась на два фильма Жоры Крыжовникова: «Горько» и «Самый лучший день». Но получается расширенная версия клипа группы «Подъём». Вообще, «Третье сентября» так нагло берёт чужое, что хочется увидеть ещё больше заимствований, чтобы было совсем абсурдно.Чтобы Шуфутинский ходил задом наперёд, как в «Доводе», а кто-то из героев поменялся телами с дочерью.
При всей своей нелепости, «Третье сентября» укладывается в тренды, выйдя на одной неделе с сериалом про группу «Комбинация». В августе вышел фильм про Иванушек International, в октябре состоится премьера байопика про «Руки вверх!» — музыка прошлого превращается в источник вдохновения, ностальгия — в самый простой маркетинговый приём. Просто до экранизации песни (или мема) российские телеканалы раньше не опускались. И всё же «экранизировали песню» — слишком громко. По такой логике можно предположить, что «Таксист» — экранизация «Зелёноглазого такси», а «Драйв» снят по песне «Я ночной хулиган». Возможно, «Третье сентября» — это экранизация ремикса, в котором Шуфутинский десять часов поет «Я календарь, я календарь».