Пятый сезон сериала о женской тюрьме утратил значительную часть драматизма, но сохранил неполиткорректный юмор
Конфликт между заключенными и охраной, который начался в конце четвертого сезона из-за случайного убийства Пуссе, увенчивается бунтом и захватом охранников в заложники. Получив власть в тюрьме, все заключенные начинают заниматься своими делами. Темнокожие женщины во главе с Тейсти формулируют требования к властям, наркоманки дорываются до медицинского склада, «гламурные» девушки начинают вести видеоблог о косметике, Галина изучает личные дела охранников в поисках компромата, а самые пожилые и самые здравомыслящие заключенные пытаются отсидеться в подвальном «бункере», который тайно оборудовала Фрида.
Нашумевший и обретший культовую славу в американских прогрессивных кругах сериал о женской тюрьме в пятом сезоне пошел на рискованный эксперимент. Действие всех 13 серий развивается в течение пары дней и образует единое повествование без временных перерывов и логических точек и запятых. Это естественно для рассказа о тюремном бунте, который, разумеется, не мог бы затянуться на недели и месяцы. Но сценаристы промахнулись. Точнее, наоборот, попали, смертельно ранив то мощное сочетание юмора и драмы, которое всегда было визитной карточкой «Оранжевого».
Психологичные истории, для рассказывания которых придуман этот сериал, требуют «воздуха» – продолжительного времени для переживаний и внутренних изменений. В пятом сезоне этого времени нет, и это значит, что почти никто в течение 13 серий существенно не меняется. Героини просто проявляют себя такими, какие они есть на начало сезона, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Но драматизм от этого так сильно пострадал, что «Оранжевый» в пятом сезоне фактически превратился в чернушный и абсурдистский ситком в стиле «Колоритные персонажи реагируют на нелепые ситуации и придумывают глупости».
Так, в определенный момент полувменяемые заключенные крадут пистолет (он в тюрьме один на всех) и устраивают унизительный конкурс талантов для охранников. У этого действа, конечно, есть драматические и трагические обертоны, но в основном это фарс с садистским акцентом. Многие другие сцены еще более комичны и еще менее содержательны, и очевидно, что это чистая, хоть и своеобразная, «развлекуха». При этом драматизма недостает и вроде бы драматичным сценам типа переговоров между Тейсти и представительницей власти по поводу улучшения содержания заключенных. В основном это «лозунговщина» – банальная перечисление проблем современных тюрем, а не изощренная психологическая игра между двумя женщинами.
Если в первых сезонах у «Оранжевого» была вполне определенная главная героиня, за которую предлагалось переживать и чьими глазами показывалась тюремная жизнь, то к пятому сезону Пайпер окончательно превратилась в участницу зарешеточного ансамбля, причем отнюдь не самую заметную. Соответственно, повествование не концентрируется на одной или нескольких женщинах, а старается уделить равное время каждой заключенной, независимо от того, насколько ей можно сочувствовать. Это благородно, но смотреть такое зрелище без ускоренной перемотки тяжко, потому что хочется следить за теми, кто хоть немного основателен и симпатичен (в душевном смысле слова), а не за теми, кто сдуру кривляется и несет несуразности, и не за теми, кто неприятен и неинтересен.
В теории тюремный бунт и противостояние героинь с властями должны были сделать пятый сезон исключительно напряженным, но на деле трудно вспомнить более расслабленный сезон шоу. Достаточно сказать, что хоть какие-то переговоры начинаются лишь в середине сезона (!), а напряжение нарастает только в заключительных сериях, когда героинь захватывает врасплох охранник-садист Пискателла. Показательно, что Пайпер и Алекс проводят много времени, нежась на солнце на тюремной лужайке. Если у персонажей есть время загорать, то зрители от такого «стремительного драйва» могут заснуть.
Другое дело, что, несмотря на все драматургические недостатки, «Оранжевый» в пятом сезоне остается уникальным шоу. Где еще можно увидеть, как нацисты и мексиканцы братаются из-за общей любви к кофе, хотя продолжают друг друга презирать? Это все еще необычный и последовательно неполиткорректный ситком с героинями, каких больше нигде не увидеть. Так что если вы цените эту сторону «Оранжевого», то пятый сезон внимания заслуживает. В отсутствие охраны героини становятся особенно раскрепощенными и острыми на язычок.