Картина о создании, творчестве, распаде и воссоединении The Stooges дана в любопытной форме, но слишком идеализирована. Игги и товарищи заслуживают более разностороннего жизнеописания
В далеком 1967 году несколько парней из пригорода Детройта, глядя на своих более старших и успешных приятелей, сколотили музыкальный коллектив. Не особо умея играть на гитарах и барабанах, ребята стали брать нахрапом, удивительной энергетикой и эпатажным сценическим поведением, чем очень скоро привлекли заслуженную славу. Застолбив за собой название The Stooges, парни заключили контракт со звукозаписывающей компанией и тем самым навсегда изменили историю панка и рок-музыки. Шесть лет активной гастрольной деятельности и три суперуспешных альбома превратили The Stooges в икону антиискусства, их влияние на музыку неоспоримо, их наследие проникло в кино и литературу, им поклоняются по сей день. История группы с начала и до конца, рассказанная самими участниками, – лучший подарок поклонникам и фанатам.
Набравший какие-то космические обороты XXI век турбулентностью сверхсветовой скорости распространения информации оставил за собой вакуум, который оказалось сложно заполнить. В эпоху Youtube, Facebook и Twitter мы знаем все о Ким Кардашьян, успели насладиться художественными фильмами о Сноудене и Цукерберге, регулярно видим документальные фильмы о Кэти Перри и Джастине Бибере, но от нас почти ускользнула эпоха 1960-1990-х. И очень жаль: ведь только за последние месяцы мы потеряли уйму блистательных музыкантов, актеров, политиков. Тех, кто изменил жизнь не одного поколения. Тех, кто уже не сможет от своего лица поведать о начале жизненного пути, о решениях и лишениях на пути к успеху.
На этом фоне документальная картина о The Stooges и ее безусловном лидере Игги Попе выглядит сущим подарком, которым с миром уже не суждено поделиться ни Дэвиду Боуи, ни Принсу, ни Лемми, ни Леонарду Коэну. Нет, разумеется, об этих легендах музыки рассказывалось неоднократно, но разве в подобных случаях кто-то говорит: «Хватит! Наслушались ваших воспоминаний»? Нет, любое документальное появление Игги Попа уникально, а в данном случае картина еще и снята самобытным режиссером. Джим Джармуш уже привлекал Попа в кадр в «Мертвеце» и «Кофе и сигаретах», теперь пришло время дать кумиру ведущую роль и позволить раскрыться в самой полной мере.
И на первый взгляд Gimme Danger выглядит идеальной музыкальной документалкой: в наличии раритетные фото, уникальные видеозаписи, комментарии былых похождений непосредственными участниками. Если к этому добавить уникальное «рокерское» видение Джармуша – он украшает ленту то анимационными вставками, то фрагментами черно-белых фильмов и телепередач, – то на руках у любителей подобных лент оказывается совершенно неповторимое творение, настоящее произведение искусства. Пусть и рассказывающее об «антиискусстве», как творчество группы называли некоторые коллеги-музыканты.
Но ровно в том, что фильм делал совершенно неприкрытый фанат The Stooges, кроется и главная проблема картины. Дело в том, что Gimme Danger насквозь пропитан совершенно бесстыдным поклонением. Ничего ужасного в этом нет, но когда едва ли не каждый участник откровенных бесед режиссера говорит о том, что The Stooges и Игги божественны, когда фильм старательно обходит любые конфликты, а их в группе было достаточно, когда едва ли не каждое слово в двух десятках записанных песен группы принимается за откровение, поневоле задумаешься. Идолопоклонничество и само по себе ничего хорошего не представляет, ну а когда кто-то свою неистовую любовь к чему-то начинает «впаривать» окружающим, такого лучше сторониться.
Разумеется, никакой объективности в деле жизнеописания людей, изменивших мир, быть не может, и касается это не только политиков, но и людей искусства. Но в таком случае было бы недурно услышать, что называется, «сторону обвинения», а не только пламенных защитников. Ведь истовые фанаты не понимают – полноту картины человеку дает объемное видение, сопоставление разных фактов и точек зрения, возможность самому впитать и осмыслить наследие исполнителя или группы. У Джармуша мы видим лишь одну сторону медали, смотрим на мир одним глазом и слышим одним ухом. Не факт, что от объема впечатление о The Stooges станет хуже, так зачем же прятать дополнительные измерения величия Игги и товарищей?
С 24 ноября в кино.