Печальный, смешной и очень жизненный психологический портрет женщины, обессиленной рождением третьего ребенка
Сорокалетняя мать двоих детей Марло (Шарлиз Терон) беременеет в третий раз. Хотя она сидит дома в декретном отпуске, у нее хватает хлопот со старшими детьми – особенно с аутичным сыном. Поэтому рождение ребенка и забота о младенце выматывают женщину и вгоняют ее в депрессию. Муж (Рон Ливингстон) мало чем может помочь, потому что зашивается на работе и ездит в командировки. Когда Марло становится невмоготу, она звонит ночной няне Талли (Маккензи Дэвис), которую ей посоветовал старший брат. Приходящая помощница оказывается столь дружелюбной и компетентной, что Марло не только начинает высыпаться, но и становится лучшей матерью и находит время для разговоров по душам.
Одиннадцать лет назад, в 2007 году, сценаристка Диабло Коуди и режиссер Джейсон Райтман покорили Америку с трагикомедией о беременной школьнице «Джуно». Их новая, четвертая по счету совместная работа «Талли» американским суперхитом не стала, но это не значит, что она слабее «Джуно». Напротив, «Талли», которая рассказывает уже не о девичьем, а о взрослом материнстве, вышла глубже, честнее и мудрее, чем картина с Эллен Пейдж. Авторы фильма не виноваты в том, что поверхностность часто лучше продается, чем художественное копание на полный штык.
Со времени выхода «Джуно» Коуди успела дожить до сорока лет, второй раз выйти замуж и родить троих детей, так что «Талли» – почти наверняка исповедальная лента, хотя бы отчасти основанная на переживаниях создательницы. Собственно, суть картины – это как раз мучительно честные признания женщины, чья прежде беззаботная и бурная жизнь теперь полностью посвящена дому и детям.
Марло не против того, как она изменилась за последние десять лет. Она любит детей, любит мужа и не возражает против семейного покоя, о котором мечтала в детстве (отец героини сменил четырех жен). Но Марло болезненно переживает из-за того, что растолстела, что почти не проводит времени с мужем и что у нее не получается быть безупречной матерью. То есть той красоткой с картинки, которая кормит детей вкусной и здоровой едой, справляется со всеми их бедами и капризами, устраивает школьные праздники и каждый день просыпается с новыми силами для новых подвигов. Даже до рождения третьего ребенка Марло было тяжело, а младенец просто выбил ее из жизни.
Все это мы видим на экране и слышим в разговорах Марло с Талли, которая становится лучшей подругой героини. Хотя поначалу молодая и стройная няня раздражает Марло, Талли быстро завоевывает расположение клиентки и вызывает ее на откровенность. Порой в кино у таких героинь обнаруживается темная сторона, но Талли искренне, без камня за пазухой хочет помочь – прежде всего делом, но иногда и полезным советом. Благодаря этому лента получилась теплой и душевной, хотя и ни в коем случае не приглаженной. Конечно, нетрудно найти женщин, которым куда хуже и труднее, чем Марло (у нее есть любящий муж, большой дом и относительный достаток), но ее тяготы вполне серьезны. Это не незначительные «проблемы людей из первого мира», над которыми сейчас в Америке любят издеваться.
Душевное и физическое бремя Марло становится особенно очевидно, когда в концовке лента делает сюжетный кульбит и заставляет по-новому взглянуть на предшествующие события. Эта часть фильма, однако, вышла самой слабой, потому что затронутая в кульминации тема требует куда более обстоятельного разговора, чем в «Талли». Получился парадокс – картина включает драматичную концовку, но фактически в ней не нуждается, потому что все важное, что фильм доносит до зрителей, происходит и проговаривается до финала.
Назвать картину «комедией» язык не поворачивается, но в «Талли» достаточно забавных моментов и шуток, чтобы лента, рассказывая о женщине в депрессии, не вгоняла в депрессию зрителей. В очередной раз перевоплотившаяся Шарлиз Терон великолепна в сложной главной роли, а Маккензи Дэвис, которую мы привыкли видеть в образах холодноватых интроверток (прежде всего в телесериале «Остановись и гори»), неожиданно органична в образе заводной и участливой няни.
Напротив, о мужчинах в фильме трудно сказать что-то определенное, поскольку они оттеснены на третий план. Это сугубо женское кино, с некомфортными для зрителей-мужчин физиологическими подробностями. Впрочем, представителям сильного пола ленту все же стоит увидеть, поскольку «Талли» позволяет заглянуть в женскую душу и, как говорят подводники, «осмотреться в отсеках».
С 12 июля в кино.