Скандальная "Клетка" Тарзема - отнюдь не рождественская сказка, хоть и выходит на католическое рождство. Зато своевременное разрешение в наших глазах получил конфликт между режиссером и католической церковью.
Церковь требовала запрета на фильм из-за Дженнифер Лопез, будто бы олицетворявшей в весьма сомнительных кровавых сценах пресвятую деву Марию. Но, увидев Лопез воочию, нельзя не признать, что режиссер на провокацию не поддался. У него в самом деле не дева Мария, хотя одежды похожи, но просто богиня вод - то ли амазонская, то ли миссисипская. Ведь именно вода играет в сюжете убийственную роль. И второй пункт церковных обвинений - кишки одного из героев, намотанные на палку – тоже вовсе не наглое оскорбление человеческих чувств, а последовательное воплощение кошмара, строящего сюжет. А как запретить сюжеты?
"Клетка" - сплошное смешение жанров: криминальная драма, фильм ужасов и фантастика в одной плоскости. Маньяк-шизофреник (Винсент ДеОнофрио) убил пятерых блондинок, пока его не поймали. Но тут он впал в кому, а где там томится шестая жертва, никто не может понять. Это детективная черточка.
ФБР обращается к психиатрам, изобретшим прибор, позволяющий проникать в чужое подсознание, будто к себе домой. Докторша (Дженнифер Лопез) соглашается влезть в мир маньяка, чтобы вызнать координаты похищенной блондинки. Это черточка фантастическая.
Мир снов и галлюцинаций маньяка-шизофреника, в который она проникла, полон монстров и пыток, и причудливых картин, и грозит докторше потерей пульса. Она становится невозвращенкой. Это штрих из фильма ужасов.
Конечно, вся "Клетка" снята Тарземом, бывшим клипмейкером и дебютантом в большом кино, именно ради снов. Есть где разгуляться его клипомании, от мрачных подземелий с голой женщиной-великаном до императорского дворца, от Дали до Магритта, от распятий до голографии. И проблема картины не в святотатстве. Проблема в том, что компьютерные эффекты вкупе с безднами подсознания ведут в принципе к беспределу. Беспредельная фантазия всегда в результате извращена. Если у зрителя нет ни стыда, ни совести, над кишками, вытягиваемыми сквозь дырку в животе, он будет тупо хихикать, как и происходило на премьере картины с московскими тинэйджерами.
Но у Тарзема, видимо, все-таки есть стыд и совесть. Беспредел извращенной фантазии он укротил абсолютным "стандартом реальности". ФБР ведет грамотный розыск, жертва томится в диком, но настоящем подвале, погоню сопровождает железно резонный вопрос: "найдут или не найдут". И за счет шаткого, но очевидного баланса фантазии и стандарта Тарзем получает вполне конвертируемый продукт.
Такой нормальный продукт не грешит особыми достоинствами, но нам нынче весьма полезен. Мы тут никак не можем совместить наше старое кино и наше новое кино, привычную жизнь при Советской власти и безумные дни накопления капитала, остатки фабрики "Скороход" и дорогие бутики. "Клетка" что-то в этом роде смогла - хоть в Америке, хоть ради хохмы. Она дала нам понять, что сало в шоколаде может быть съедобным, тем более, яркие краски в зимнюю пору приятны глазу. Дети без "Клетки", конечно, обойдутся, но взрослые не пожалеют о потерянном времени.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.