Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Между травмой и комедией: рецензия на фильм «Раньше я была смешной» с Рэйчел Сеннотт

Тихая драмеди о жизни с ПТСР.

20 июня Текст: Яна Телова Обсудить
Добавить в закладки

Трейлер

Когда-то талантливая комедиантка Сэм (Рэйчел Сеннотт) была главной звездой стендап-клуба в Торонто, но после одного травматичного события она почти не выходит из дома. Большую часть времени девушка проводит в кровати или на кухне в компании чипсов и бананов с вареньем. Соседи по квартире, Пейдж (Сабрина Джалес) и Филипп (Калеб Хирон), пытаются помочь девушке справиться с посттравматическим стрессовым расстройством, но все успехи сходят на нет, когда Сэм узнает об исчезновении 14-летней Брук (Ольга Петса) — девочки, у которой пару лет назад она была няней. С этого момента Сэм становится одержима поисками. В процессе ей предстоит разобраться с собственными воспоминаниями и, возможно, освободиться от тянущего на дно прошлого.

Рэйчел Сеннотт в роли Сэм на кадре из фильма «Раньше я была смешной»

Рэйчел Сеннотт в роли Сэм на кадре из фильма «Раньше я была смешной»

«Раньше я была смешной» — полнометражный дебют канадской постановщицы Элли ПанкивВеликая», «Черное зеркало»). Она уже не первый раз обращается к образу молодой комедиантки, пытающейся справиться с ворохом проблем, — в 2020 году Панкив снимала для Netflix многосерийный проект под названием «Как же хорошо…», где Мэй Мартин, как и Рэйчел Сеннотт, выходила на сцену небольшого клуба, чтобы под светом софитов поговорить о волнующих ее темах. На этот раз постановщица снова пытается нащупать нужный нерв между травмой и комедией. 

Дебют Панкив рассказывает историю Сэм постепенно, с помощью рваного монтажа в духе недавних «Претендентов». Но, несмотря на такое нелинейное повествование, призванное удерживать интригу и добавлять драме детективные нотки, «Раньше я была смешной» сложно назвать фильмом-расследованием. Картина скорее вписывается в череду фестивальных инди-муви и мамблкоров, интонационно напоминая одновременно «Пальмы и линии электропередач» и «Иногда я думаю о смерти». Объединяющий фрагменты финал никого не удивит: обстоятельства трагедии становятся понятны еще в первой половине хронометража. Панкив не тратит время и силы для придания истории загадочности и игнорирует возможность добавить фильму провокационности. «Не думай про “Эйфорию”!» — говорит один из героев в попытке успокоить Сэм, и, кажется, именно этим правилом руководствовалась постановщица при написании сценария. Вместо того чтобы шокировать зрителей демонстрацией особо травматичных моментов, Панкив оставляет трагедии за кадром и концентрируется на изучении поведения героев, пытающихся перезапустить свою жизнь.

Рэйчел Сеннотт в роли Сэм на кадре из фильма «Раньше я была смешной»

Рэйчел Сеннотт в роли Сэм на кадре из фильма «Раньше я была смешной»

Такой подход позволяет увидеть реалистичную историю о столкновении человека с посттравматическим стрессовым расстройством, в которой нет ответов и руководства к действию, но есть жизнь. Депрессия не лечится одной пилюлей, а близкие далеко не всегда могут облегчить состояние человека, пережившего травмирующее событие. Взгляды, полные жалости, могут начать раздражать, как и повышенное внимание, а неспособность контролировать поток воспоминаний если и не приводит к безумию, то точно заставит не раз застыть в ожидании панической атаки.

Рэйчел Сеннотт в роли Сэм на кадре из фильма «Раньше я была смешной»

Рэйчел Сеннотт в роли Сэм на кадре из фильма «Раньше я была смешной»

Рэйчел Сеннотт, аккуратно пробующая себя в роли драматической актрисы после череды комедийных ролей («Тела, тела, тела», «Шалом, папик!», «Неудачницы»), отлично справляется с двойной ролью (не)смешной Сэм. Несмотря на то что выступлениям героини уделено не так уж и много времени, а некоторые шутки (будем честны) не тянут на представление главной звезды клуба, игра Сеннотт делает неровное путешествие сквозь времена более гладким. Ей успешно удается переключать тумблер между влюбленной артисткой, которая не прочь поразмышлять о финале «Сумерек» или посмотреть «Ривердейл», и растерявшей все шутки экс-комедианткой, главная задача которой — принять ванну и в лучшем случае попытаться перешагнуть порог дома.

В 2022 году Мэри Найи рассуждала о домашнем насилии («Элис, дорогая»), в 2023-м Мишель Франко погружался в исследование влияния травмирующих событий из детства («Память»). Драмам, которые сосредотачиваются не на поиске справедливости для жертвы, а на процессе переживания травмы, уже впору выделять отдельный поджанр. Элли Панкив выбирает похожий путь, но задает свой вопрос: можно ли использовать шутку комика как руководство к действию? Под инди-фолк-рок Фиби Бриджерс и Эллисон Понтье героиня Сеннотт продирается сквозь коричневато-серые пейзажи Торонто и отправляется прямиком к Ниагарскому водопаду, точке, разделяющей Канаду и США. Реальная граница превращается в границу метафорическую — именно здесь Сэм предстоит сбросить оковы и позволить себе без страха смотреть в будущее, в котором она однажды сможет снова взять в руки микрофон и искренне рассмеяться. 

Текст: Яна Телова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?