Творчески одаренный разгильдяй Дейв на выходных остается в квартире один и решает построить лабиринт из картона. Когда девушка Дейва по имени Энни возвращается домой, она обнаруживает в гостиной причудливую конструкцию и слышит изнутри голос Дейва
Творчески одаренный разгильдяй Дейв (Ник Тун) на выходных остается в квартире один и решает построить лабиринт из картона. Когда девушка Дейва по имени Энни (Меера Рахит Кумбхани) возвращается домой, она обнаруживает в гостиной причудливую конструкцию и слышит изнутри голос Дейва. Парень рассказывает, что после трех дней строительства лабиринт зажил собственной жизнью и что теперь из него очень трудно выбраться. Энни и их с Дейвом друзья забираются в лабиринт, и они видят, что внутри он куда больше, чем снаружи, и что это огромное сооружение с множеством комнат и ловушек, а также с кошмарным монстром.
Независимый режиссерский дебют актера Билла Уоттерсона собрал целый ворох американских фестивальных призов, и это совершенно закономерно. В душе любого, кто с детства обожает кино, живет маленький ребенок, очарованный экранными сказками с их простыми эффектами и художественным напором, заставляющим принять эти эффекты за чистую монету: «Вы думаете, что это актер Милляр в лохмотьях? Нет, это сказочная Баба-Яга!» Когда смотришь обычное фестивальное кино, этот ребенок не дает о себе знать. Но как только герои фильма Уоттерстона забираются в картонный форт, малыш просыпается и кричит от восторга.
«Дейв сделал лабиринт» рассказывает о довольно ребячливых людях – и он превращает зрителей в восторженных маленьких детей, очарованных нарочито неправдоподобными, но удивительно убедительными картонными чудесами. Мы не будем перечислять все то, с чем персонажи сталкиваются, чтобы не испортить многочисленные сюрпризы. Скажем лишь, что почти каждая комната лабиринта поразительнее предыдущей и что фантазия режиссера и его декораторов, бутафоров и мастеров спецэффектов не исчерпывается вплоть до кульминации. Мы даже не скажем, какие именно эффекты использованы в картине, потому что это само по себе восхитительный сюрприз. Намекнем лишь, что это один из немногих в мире фильмов со смертоносными оригами.
Поскольку «Дейв» адресован маленьким детям внутри взрослых зрителей, он не пытается представить происходящее как серьезную приключенческую драму или фильм ужасов. Авторы понимали, что лишь немногие полностью включатся в «картонную» игру и забудут о взрослом скепсисе. Поэтому картина снята с изрядной иронией, и она смотрится как приключенческая комедия наподобие голливудских «Балбесов». Правда, не все персонажи доживают до финала, но смерти в фильме обставлены и показаны так, что смеяться хочется сильнее, чем переживать. Кроме того, погибают сплошь хипстеры, а их не жалко. Для пущей ироничности в лабиринт забредают трое документалистов (режиссер, оператор, звуковик), и они прямо по ходу приключений пытаются брать интервью и представлять происходящее в наиболее драматичном свете. Так что «Дейв» – это еще и добродушная пародия на тележурналистику.
Несмотря на все хиханьки-хаханьки, у «Дейва» есть серьезное содержание. В основе своей это история фрустрированного творца, который после череды неудач изливает свои переживания в произведении искусства… И становится пленником своего творческого драйва и своей жажды совершенства. Дейв в одиночку создал нечто потрясающее и невообразимое – но ему нужны помощь и поддержка любимой девушки и лучших друзей, чтобы искусство его не сожрало. Как фигурально, так и буквально. Любой, кому доводилось творить для себя, поймет, что Дейв переживает. Впрочем, глубоко понимать и анализировать картину не обязательно. Ей можно просто наслаждаться как оригинальной фантастической комедией.