В 1998 году начинающий актер Грег Сестеро знакомится на курсах с Томми Вайсо – причудливым, загадочным и подозрительно состоятельным парнем, который тоже хочет стать звездой...
В 1998 году начинающий актер Грег Сестеро (Дейв Франко) знакомится на курсах с Томми Вайсо (Джеймс Франко) – причудливым, загадочным и подозрительно состоятельным парнем, который тоже хочет стать звездой. Томми покоряет зажатого Грега раскованностью и решительностью, и они становятся близкими друзьями. Вскоре Томми убеждает Грега перебраться в Голливуд, но на «фабрике грез» они оба оказываются не нужны. В отчаянии Грег замечает, что им стоит самим снять кино, а не ждать подходящих ролей. Томми хватается за эту идею и вкладывает миллионы долларов в проект, где он сценарист, режиссер, продюсер, исполнитель главной роли и даже главный рекламщик. Быстро становится ясно, что Вайсо бездарен во всех своих ипостасях. Но творец не сдается, и Грег поддерживает его как друг, сопродюсер и ведущий актер, даже когда Томми доводит его до белого каления.
Томми Вайсо и его вышедшая в 2003 году картина «Комната» – одна из главных загадок современного Голливуда. Хотя Вайсо жив и открыт для прессы, никто до сих пор не определил, сколько ему лет, откуда он приехал (Вайсо настаивает, что родился в Америке, но акцент у него восточноевропейский) и чьи шесть миллионов долларов он потратил на фильм, который можно было снять куда дешевле. Также не ясно, почему «Комната» не была забыта сразу после премьеры, а стала культовым хитом, завораживающим киноманов запредельной бездарностью и нелепостью. Каждый год в мире выходят мириады слабых картин, но лишь «Комнату» вот уже почти 15 лет показывают в битком набитых залах. Даже голливудские знаменитости признаются, что видели «Комнату» чаще, чем многие классические и современные шедевры, которые им по профессии положено ценить и штудировать.
Феномен «Комнаты» столь захватил Джеймса Франко и Сета Рогена, что они создали трагикомедию о том, как Вайсо снимал свой фильм, а Грег Сестеро и другие кинематографисты ошарашенно наблюдали за работой взбалмошного «мэтра», который выглядел как нечесаный вампир, но воспринимал себя как романтического героя и потенциального любимца Америки. Вместе с Франко и Рогеном над фильмом работала целая толпа знаменитостей (преимущественно комедиантов), сыгравших небольшие или эпизодические роли. Попутно они дотошно воспроизвели около 20 минут «Комнаты», чтобы даже не видевшие фильм Вайсо зрители узнали, что за кино снял незадачливый постановщик. В самом конце ленты можно увидеть сравнение реальных и воссозданных сцен.
«Горе-творца» легко было превратить в едкий фарс, издевающийся над богатеньким фриком. Но Франко, выступивший в качестве продюсера, режиссера и исполнителя роли Томми, увидел в герое родственную душу – голливудского мечтателя, который не сдается, как бы над ним ни издевались успешные знаменитости и безвестные коллеги. Да, экранный Вайсо комичен, полуобразован и неуклюж в общении, а когда он дорывается до власти, он показывает себя в худшем свете, как капризный тиран. Но все это фасад, который скрывает ранимого, по-детски наивного и очень одинокого человека, который искренне жаждет донести до публики свое художественное видение и свою жизнь (в «Комнате», как считается, много автобиографичных деталей). Не его вина, что Вайсо столь бездарен, что снимает прочувствованную драму, а зрители ржут, будто им предложили ироничную комедию.
Непроясненность биографии Томми не позволила снять фильм «изнутри», с точки зрения героя. Это минус для «Горе-творца» как для психологического портрета. Зато точка зрения Грега позволяет зрителям вместе с персонажем изумляться непредсказуемому поведению Вайсо, а заодно раскрепощает Джеймса Франко как актера. Старший Франко – опытный постановщик, но в первую очередь он звезда, и чувствуется, что за «Горе-творца» он взялся, чтобы сыграть яркую и нестандартную роль. И Джеймс перевоплощается с таким напором, что соглашаешься с теми, кто прочит актеру номинацию на «Оскар». Правда, Гэри Олдмана в «Темных временах» Франко не переиграл. Но Уинстон Черчилль – персонаж совсем другого масштаба и другого уровня сложности.
Выдающееся ли это кино? Нет. Байопик как байопик, да еще и о сравнительно неприятном субъекте, который создал нечто выдающееся со знаком минус. Однако «Горе-творец» зачастую очень смешной (особенно когда Томми хозяйничает на съемочной площадке), и это занятное и трогательное признание в любви к кино вкупе с напоминанием, что любовь может стоить свеч, даже если она не взаимна. Кроме того, как и «Комната», картина Франко выигрывает от зрительского киноманства. Чем больше вы знаете о том, как должны строиться и создаваться фильмы, тем легче вам будет оценить ляпы Вайсо и прочувствовать «посыл» авторов «Горе-творца».