Сильное своей драматической основой, но не слишком уверенно разыгранное классическое произведение о Первой мировой войне и ее жертвах
Март 1918 года. Войска британцев и немцев застряли в весенней французской грязи, и на линии фронта установился определенный паритет – стороны копят силы, чтобы нанести по противнику решающий удар. В результате регулярной ротации личного состава на передовых позициях оказывается отряд, руководимый капитаном Стэнхоупом, и именно под его начало просится молодой офицер Райли, знакомый со Стэнхоупом еще с детских времен. Однако вновь прибывший лейтенант не узнает старого друга – война ожесточила его, а нервное ожидание скорой атаки сделало его главным союзником бутылку виски. Отряду нужно просидеть в окопах всего шесть дней, прежде чем их сменят другие, отдохнувшие в тылу бойцы, но именно в эти дни хрупкому равновесию фронта суждено рухнуть, погребя миллионы жизней…
Пьеса британского драматурга Р.Си. Шерриффа «Конец пути» – одно из самых почитаемых на Западе произведений, посвященных Первой мировой войне. В России о битве под Сент-Квентином известно немного, но для войск союзников это было ключевым сражением на французской территории, унесшим множество жизней, надломившим психику целого поколения и больно отозвавшимся на всей Европе конца 1910-х. Неудивительно, что именно в окопы этой страшной мясорубки бросил автор своих героев, юных мальчишек, не нюхавших пороха, не видевших трупов и не сталкивавшихся с плотной хлорной завесой газовой атаки. Пьеса неоднократно была поставлена в театрах по всему миру, да и для большого экрана была впервые адаптирована еще в 1930 году, но вполне логично, что в год столетия со дня описываемых событий британским киношникам захотелось вновь обратиться к классике. Получилось драматично, но несколько прямолинейно и незатейливо.
«Конец пути» режиссера Сола Дибба – кино, безусловно, очень компетентное. В нем сочетаются ужасы боевых ранений и грубый солдатский юмор, жестокая натурализация войны и мирная атмосфера тыла, аристократические замашки офицеров, пережидающих бой в стороне, и подлинная забота полевых командиров о своих подчиненных. Если и есть в кинематографе хоть какое-то клише, призванное показать отвратительную личину войны, поверьте, в «Конце» оно есть. И это совсем не плохо, поколению, видевшему войны только на мониторах компьютеров с запущенной WoT, полезно иногда напоминать, что вообще-то на фронте убивают вполне по-настоящему, а пуля в голове не позволяет загрузить ранее сохраненный файл.
Однако эта предсказуемость и даже шаблонность не позволяет картине стать настоящим шедевром. Да, смотреть на падение капитана Стэнхоупа больно, да, его переживания о безвременно ушедших товарищах трогают за душу, да, его бессилие перед идиотскими приказами командования заставляет и зрителя стиснуть зубы, чтобы не выругаться, но во всем этом отсутствует настоящая искра гения и подлинный полет души. Да-да, грязные окопы, укрепленные трупами погибших при их сооружении солдат, тоже требуют полета, хотя бы с той целью, чтобы увлечь зрителя. «Конец пути» же увлекает плохо, скорее фильм стремится ошарашить масштабными декорациями и великолепием работы гримеров и костюмеров – к внешнему виду героев сложно придраться.
А вот с внутренним миром все не так радужно – в какой-то момент обнаруживается, что все персонажи, за исключением, пожалуй, Стэнхоупа и Райли, одномерны и скорее функциональны, чем самодостаточны. Вот этот обязательно должен погибнуть, чтобы все грустили, вон тот совершит подвиг, этот сойдет с ума, но потом окажется хорошим бойцом, а вон тот – настоящая тыловая крыса, не способная выдержать прямой взгляд бывалого солдата. Причем роли эти достались не самым последним актерам, а играть им оказалось по большому счету нечего. Номинально «Конец пути» выглядит очень мощным актерским перформансом, но Пол Беттани, Тоби Джонс, Том Стэрридж или Стивен Грэм лишь украшают титры, в кадре им удается не так много.
В то же время Сэм Клафлин в непривычно негламурном образе и Эйса Баттерфилд, который все никак не вырвется из западни не слишком успешных проектов, работают с невероятной отдачей, вытягивая из зрителя хоть какие-то эмоции – их совместная финальная сцена, хоть и выглядит несколько искусственной, пронизана искренней болью и настоящим холодным дуновением смерти. Двух ведущих актеров можно похвалить, даже на фоне классических постановок и предыдущих лент они не ударили лицом во французскую грязь.
«Конец пути» – не та картина, которая встанет на полку рядом с другими величайшими произведениями о войнах и лишениях, но это хорошее напоминание о том, что война – не игрушки и не веселое приключение с возможностью пустить сигнальную ракету или пальнуть из пулемета. Жаль только, что подобное кино не слишком востребовано, а под героизмом у нас сейчас понимается побег на танках от карикатурных немецких шпионов.