Заинтересовав местные власти своим желанием написать правдивую книгу о происходящем в Сомали, Джей Бахадур получает приглашение на въезд и оказывается в самом центре событий вокруг захвата кораблей
В еженедельной рубрике "Мимо кассы" мы рассказываем о фильмах, которые не появятся в российском кинопрокате, но все-таки могут заслуживать вашего внимания.
2008 год. Канадец Джей Бахадур окончил университет в Торонто со степенью экономиста и политолога, но всегда мечтал стать журналистом. Получив десятки отказов от всех возможных печатных изданий и телеканалов, Бахадур с подачи знакомого публициста решил не искать легких путей и теплое рабочее место в офисе, а отправиться туда, куда американским и европейским репортерам путь заказан – в самое пекло африканских преступных синдикатов, и в частности в Сомали, страну, «прославившуюся» своими пиратами. Заинтересовав местные власти своим желанием написать правдивую книгу о происходящем в стране, Джей получает приглашение на въезд и оказывается в самом центре событий вокруг захвата кораблей, знакомится с главарями банд и местной «элитой». Материал подбирается интересный, но на американском континенте Бахадура никто не воспринимает всерьез, что ставит под угрозу не только его журналистскую миссию, но и жизнь.
В противовес расхожей и давно переставшей быть смешной шутке о «второй древнейшей профессии» журналистика давно является опаснейшим из мирных призваний – журналистов по всему миру гибнет очень много, и связано это не только с репортажами из горячих точек, но и с вполне бытовыми расследованиями или деятельностью в самых рядовых изданиях. Однако нужно признать: журналистика, особенно репортажная и исследовательская, требует самого серьезного подхода и определенного склада характера – здесь от человека потребуется целеустремленность, способность к самопожертвованию, нечеловеческое любопытство и звериное чутье на сенсацию. Картина «Пираты Сомали», основанная на реальных событиях, рассказывает именно о таком журналисте – безбашенном, отважном и не взирающем на опасности. Больше того, кино рассказывает о становлении характера, что делает ленту еще ценнее.
Джей Бахадур из канадского Торонто мог навсегда остаться мелким клерком в маркетинговой компании, исследующей вопросы расстановки упаковок с салфетками на полках супермаркетов, но мечта звала его в дорогу. Ничего глупее, чем поездка в вечно воюющую Африку, в конце 2000-х придумать было нельзя, и именно это направление выбрал молодой человек, услышав из уст авторитетного автора, роль которого исполнил Аль Пачино (в образе повидавшего жизнь старичка актер сегодня смотрится много выигрышнее, чем с пистолетами), простую мысль: чтобы стать первым, нужно идти туда, куда остальным соваться страшно. Воодушевленный примерами Боба Вудворда и Карла Бернстайна, героев «Уотергейтского расследования», Бахадур махнул на противоположный край планеты, в логово кошмара любого белого человека.
На этом месте стоит отметить, что картина в какой-то степени занимает позицию защитников сомалийцев. Конечно, не все в этой стране с оружием в руках нападают на проходящие мимо суда, но авторы картины вслед за самим Бахадуром пытаются показать пиратов не злодеями, а защитниками своих вод, своей рыбы, своей независимости. Выглядит это отчаянно притянутым за уши, но спишем это на определенный «стокгольмский синдром» – все-таки главному герою пришлось пережить немало под постоянным надзором местных боевиков. Поэтому гораздо интереснее выглядят сцены быта сомалийцев, их рынки и улочки, увлечение Голливудом и модой – в этих сценах лента становится по-настоящему живой.
Впрочем, главный оживляющий эффект не самому, нужно отметить, захватывающему зрелищу придает Эван Питерс, исполняющий главную роль. Актер давно вырос из коротких штанишек «Американской истории ужасов» и эпизодического участия в «Людях Икс», ему по плечу более интересные и яркие образы, поэтому в жизнь Бахадура он погружается с головой, своим обаянием и простотой завоевывая симпатии зрителей. Не отстает от него и Баркхад Абди, многим запомнившийся по роли в «Капитане Филлипсе», – он снова играет сомалийца, но на этот раз «хорошего».
К сожалению, должны предупредить, что для усиления драматизма авторы фильма некоторые из эпизодов придумали, отдельные факты натянули на глобус, а совсем скучные сцены разбавили анимационными вставками или галлюцинациями главного героя. Из-за этого фильм порой приобретает какой-то гротесковый оттенок и аромат мистификации, но Джей Бахадур действительно совершил свою опасную поездку и привез из Сомали уникальный материал, от этого никуда не денешься. И фильм, собственно, об этом – о безумстве храбрых и о жажде познания, часто идущих вразрез с комфортом и уютом домашнего очага.