Неожиданно простое для Клинта Иствуда кино о предотвращении террористической атаки, снятое не без изюминки и на хорошем постановочном уровне
Трое старинных друзей из Сакраменто после долгих лет разлуки решили вместе провести отпуск в Европе. Погуляв по столицам Италии, Германии и Нидерландов, Спенсер, Энтони и Алек решили отправиться в Париж скоростным поездом, но путешествие оказалось непростым испытанием для трио американцев: вместе с десятком других пассажиров парни едва не стали заложниками террориста, вооруженного до зубов. К счастью, отчаянные действия путешественников, жизненные уроки, полученные в детстве, и навыки, приобретенные Спенсером в армии, помогли предотвратить трагедию. В Париж, а затем и в родную Калифорнию ребята приехали в ранге настоящих героев.
Авторитет Клинта Иствуда в Голливуде настолько непререкаем, что, кажется, укажи он пальцем на условного Харви Вайнштейна, и от того осталась бы только кучка пепла, а кутерьма вокруг не буксовала бы на месте уже больше года. Знаменитый актер – весомая фигура не только с творческой точки зрения, он еще и один из наиболее последовательных сторонников республиканцев, человек высокой морали и воплощение американского патриотизма. Возможно ли ожидать от подобного титана промахов и неудач? Конечно, от черной полосы никто не застрахован, однако даже явное фиаско мистера Иствуда воспринимается зрителем с некоторым воодушевлением, ведь талант, хватка и живой ум Клинта никуда не делись, просто проявили себя в новой картине несколько неожиданно.
На первый взгляд «Поезд на Париж», новая лента Иствуда, выглядит чрезмерно упрощенно, но объясняется это впечатление банально – зрителю может показаться, что автору не о чем рассказывать. Фильм основан на реальном случае предотвращения террористического акта, но, строго говоря, кульминационный момент истории занимает от силы три минуты, а потому «Поезд» кажется безумно затянутой лентой, в которой не происходит ничего, а когда «что-то» происходит, то оно ничуть не впечатляет – ну подумаешь, пара выстрелов да несколько ударов ножом. Однако стоит присмотреться, и в картине проявляются неожиданные грани, филигранно отшлифованные Иствудом.
В первую очередь картина любопытна как своеобразный эксперимент, свойственный скорее Стивену Содербергу или Спайку Джонзу: на главные роли в своей новой картине Клинт Иствуд взял не профессиональных актеров, а тех самых парней, которые и совершили подвиг, благо с момента событий прошло всего два года и действующие лица не успели особенно измениться. Неожиданный ход, делающий картину этаким «следственным экспериментом» или «инсценировкой» случившегося, причем, как непосредственным участникам событий, Стоуну, Сэдлеру и Скарлатосу было достаточно просто заново «прожить» тот злополучный день. Справились ли непрофессиональные актеры с возложенной на них задачей? Вполне. Пусть местами на лицах парней гуляют несколько неуместные эмоции, а свои фразы они часто читают машинально, в целом троица не стала самым слабым звеном проекта.
Другая важная составляющая «Поезда на Париж» – ранее не особенно заметная в других работах Иствуда теория предначертанности и строгой направленности судьбы. Как М. Найт Шьямалан в «Знаках», где все персонажи неосознанно много лет готовятся к главной встрече в их жизни, Клинт в «Поезде» старательно выводит жирными линиями слово «фатум» – главные герои в различных ситуациях идут наперекор правилам, учатся ставить чужую жизнь выше своей, получают военные и медицинские знания лишь для того, чтобы в решающий момент своей жизни обезвредить врага и спасти жизнь раненого. Рисуется эта картина довольно нарочитыми штрихами, в Париж, например, герои отправляются чуть ли не силой, и это несколько раздражает, но настойчивости Иствуда можно только позавидовать – он решил, что такова была судьба, и его не переубедить.
Впрочем, прямолинейность автора имеет и оборотную сторону – так, личность и мотивы террориста Иствуд подает несколько предвзято. Суду не удалось доказать, что злодей планировал именно теракт, возможно, это было всего лишь банальное ограбление, вышедшее за рамки разумного, но в фильме террорист однозначно выступает на стороне мирового зла, входя в заполненный невинными пассажирами вагон с криком «Аллах акбар!». Что же, это лишь повод для интересующихся изучить предмет самостоятельно, в конце концов для нас Иствуд не такой уж и безупречный. У нас свои авторитеты найдутся.
Критики, да и зрители вышедший в американский прокат «Поезд на Париж» оценили не слишком высоко, но лишь потому, что спрос с Иствуда выше, чем с кого-либо другого. От этого режиссера ждешь шедевра за шедевром, а он внезапно высказывается необычно, использует ранее неизведанные формы и говорит на неприятную больную тему. Да, «Поезд» – не «Гран-Торино» и даже не «Снайпер», но это все еще Иствуд, большой патриот и настоящий «коршун», ставящий армию и военных выше всего остального. К нему стоит прислушаться, даже если вам кажется, что это не связная речь, а шум колес скоростного поезда.