Орели – девочка-подросток, переехавшая вместе с родителями в новый дом в небольшом городке в Вирджинии. Первые дни в новой школе ее пугают, поэтому, чтобы хоть как-то произвести впечатление на остальных, Орели делает в местном салоне красоты «химию»
Орели – девочка-подросток, переехавшая вместе с родителями в новый дом в небольшом городке в Вирджинии. Первые дни в новой школе ее пугают, поэтому, чтобы хоть как-то произвести впечатление на остальных, Орели делает в местном салоне красоты «химию». Неудачно – вместо нежных локонов получилась копна мелких завитушек, при виде которых невозможно сдержаться от смеха. Миленькая девочка превращается в изгоя, а разговаривает с ней только крупная чернокожая девочка, много лет выдерживающая зуботычины одноклассников. К счастью, Орели не желает мириться с отведенным ей местом в школьной жизни, поэтому она берется восстановить справедливость, а заодно поднять самооценку своих непутевых родителей – влюбленной в дельфинов располневшей матери и неуверенному в себе из-за облысения отцу.
Неуклюжие, неустроенные, находящиеся в состоянии перманентного стресса и не выходящие из пике неминуемого разрыва семьи – любимая тема исследований американского независимого кино. Еще Толстой научил нас с пониманием относиться к несчастливым супружеским парам и показал, что национальной особенностью нестыковка характеров, стремлений и социальных статусов не является, кризисам подвержены все, но, пожалуй, именно американцы в кино эксплуатируют этот жанр наиболее активно – кассовые хиты из чужого горя получаются редко, но отдушиной от рутины служит отменной.
Комедия Колетт Берсон Permanent, получившая в России название «Завивка», не самая выдающаяся работа на ниве препарирования проблем средней американской семьи, тем более что лента намеренно отдаляется от всех современных бед и проблем переносом времени действия в 1980-е, но своя доля житейской правды в ней есть. Есть упор на персонажи, есть несколько предсказуемых, но неизбежных для подростковых и взрослых мелодрам сюжетных поворотов, есть, наконец, слащавый финал, но шедевром ленту не назовешь. Ее даже вряд ли захочется пересматривать – ничего нового она не показывает, а каких-то актерских «крючков» в ней явно недостаточно.
Хотя актеров ругать совсем не хочется – Патриция Аркетт и Рейн Уилсон в необычных образах весьма искренни и даже трогательно очаровательны. Крепко прибавившая в весе звезда «Настоящей любви» теперь идеальная американская мамаша, располневшая, но мечтательная, энергично берущаяся за все новое, но быстро теряющая всякий интерес к происходящему, а главное – любящая мать и жена, несмотря не все проблемы. Уилсон, по сути, везде играет «офисного» Дуайта Шрута, самовлюбленного, самоуверенного и чрезмерно погруженного в правила, тонкости этикета или субординации. Потеря волос для его Джима – ужасная катастрофа, лишающая в его понимании любого продвижения по службе или личностного роста. Вполне обычные персонажи, узнаваемые и понятные, но в этом и кроется достижение актеров – сыграть ненавязчиво и без нажима, так, чтобы зритель поверил.
А вот с девочкой все получилось не так хорошо. Мало того что Кира МакЛин – далеко не Эбигейл Бреслин или Дакота Фаннинг, в ней недостаточно внутреннего света, чтобы сиять вне зависимости от всего остального происходящего в кадре, так еще и сценарно Орели загнана в узкий коридор клише и штампов, так что играть юной актрисе почти нечего. Ну сколько можно эксплуатировать одну и ту же связку: гадкий утенок – победа на конкурсе – всеобщая любимица? Ну скучно же. В «Завивке» Берсон лишь сделала вид, что уходит от двухходовки – в конкурсе (какая неожиданность!) победит не главная героиня, а ее подруга, но в итоге используется-то та же самая манипуляция. Да и кудри особенно свежим приемом не назовешь – другого способа выделить свою главную героиню автор, похоже, просто не нашла.
Особой глубины не добавляет и второй план. Забавным в нем выглядит, пожалуй, лишь приятель Орели, одновременно ухлестывающий и за новенькой, и за первой красоткой класса, – в нем есть хоть какая-то энергия. Остальные мучаются несмешными шутками, нарочитым эпатажем и натянутыми выходками, призванными оправдать заданный авторами комедийный тон, хотя улыбнуться фильм заставляет не больше пары-тройки раз. До самого финала не испаряется ощущение того, что «Завивка» – это вымученно растянутый короткий метр, который специально набивали проходными эпизодами и персонажами без имен и лиц.
Концовка ленты лучше всего описывает недоработки самой Колетт Берсон – ей, как и Джиму, стоило перестать притворяться, что она снимает эпохальную картину об американской глубинке тридцатилетней давности, а переключиться на режим «легкого летнего кино». «Завивка» слишком серьезна там, где это не требуется, академична в пустых мелочах и тяжеловесна для поднятия настроения. И вот это точно – навсегда.