С 24 мая на малые экраны вернётся «Мир! Дружба! Жвачка!» — трогательный и честный сериал о жизни в девяностых. В честь его выхода советуем ещё шесть недавних отечественных сериалов о советском и постсоветском прошлом.
В последние годы, когда большинство режиссёров-дебютантов возвращаются к детским воспоминаниям и пытаются переосмыслить 90-е, удивительно невинным кажется сериал, который не демонизирует эпоху и не представляет её как время, морально сломавшее наше население. «Мир! Дружба! Жвачка!», впрочем, и не романтизирует неоднозначную эпоху, а говорит всё как есть: было сложно и страшно, но всё равно жили — рисковали, ошибались, любили и менялись. Вот о таких обычных людях и рассказывает сериал: это не только история взросления 14-летних подростков, но и семейная драма, криминальная комедия и всё ещё редкое для отечественного кино рассуждение о гражданской жизни прошедших через Афган солдат.
Легче всего обозвать «Пищеблок» нашим ответом «Очень странным делам» — это вроде бы такая же паразитирующая на ностальгии по 1980-м история взросления, которая, впрочем, напичкана не отсылками к знаковым фильмам эпохи, а атрибутами времени: от значков и галстуков до пластинки «Битлз» и Олимпийского мишки. Однако экранизация одноименного романа Алексея Иванова скорее напоминает другой сериал — «Американскую историю ужасов: 1984», в котором создатели по традиции упражняются в очередном классическом хоррор-сеттинге — слэшере в детском лагере. «Пищеблок» едва ли удивит зрителя смелыми рассуждениями, осмысляющими 80-е (здесь разве что говорят о нонконформизме и нежелании вписываться в покорный коллектив), зато качественно проиллюстрирует бессмертные страшилки о вампирах в пионерском лагере.
В прошлом году показанная по ТВ экранизация романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» вызвала массу споров и возмущений из-за якобы переписывания истории и неоднозначного портрета советской власти начала 1930-х. В этом состоялась премьера еще одного тематически смежного сериала, «Обитель», в котором тоже показано выживание человека в СССР. В экранизации одноименного романа Захара Прилепина московский интеллектуал Артём попадает на печально известные Соловки в конце 1920-х — там он влюбляется в сожительницу начальника лагеря, чекистку Галину. Это не просто история о запретном чувстве, но и аккуратная (в рамках допустимого на федеральном ТВ) попытка показать тесную эмоциональную связь палача и жертвы и в очередной раз продемонстрировать истинную природу советской власти. Надо ли говорить, что и в этот раз не обошлось без обвинений в переписывании истории?
Стоит вспомнить и один из главных сериальных хитов прошлого года — пытающийся раскрыть одну из главных загадок советской истории «Перевал Дятлова». Здесь и военные флешбэки, которые выглядят честнее и динамичнее любого патриотического блокбастера, и первоклассно стилизованная драма о последних днях из жизни дятловцев, и советский процедурал о расследовании гибели студентов. Эти три ветки складываются не только во взвешенное размышление о цене утраты, но и в напряженный триллер, который блестяще выдерживает интригу и здорово её раскрывает в трагичном финале.
Еще одна экранизация романа Алексея Иванова: «Ненастье» основано на реальном случае, произошедшем в Перми. Бывший военный, ставший инкассатором, пытался сбежать с 250 миллионами рублей, но был пойман. Иванов перенес в роман сюжетную канву, но в первую очередь решил через неё осмыслить жизни солдат, которые прошли Афган, но вернулись в другую страну и оказались никому не нужны. Создатели сериала перенесли бегство инкассатора в 1999 год, чтобы одновременно исследовать и развал СССР, и последующие за ними 90-е, и ожидание нового тысячелетия. Сбежавший с деньгами герой прячется в деревне Ненастье, вспоминает службу и последнее десятилетие, а потом понимает, что в новой стране он просто лишний человек. «Ненастье» портит разве что квасной патриотизм, но всё же сериал получился достойным — особенно, как бы уничижительно это ни звучало, для федерального канала.
Не только Россия 1 может похвастаться смелыми проектами о советской действительности с непопулярными для их целевой аудитории взглядами на эпоху. На НТВ, например, шёл сериал про уникальную для телевидения тему — женский лагерь, в котором содержали членов семей изменников родины. Как раз в один из таких лагерей, расположенный в степи Казахской ССР, отправляют жену авиаконструктора Ольгу. Там она учится выживать и начинает по-другому смотреть не только на лицемерную советскую власть, но и на окружающих её людей — кто-то из них, несмотря ни на что, остается человеком, другие хватаются за каждую возможность, чтобы спасти себя.
Трудно поверить, что всего лишь год назад на Первом канале вышел мини-сериал «Заступники» — это экранизация книги советского адвоката Дины Каминской, которая участвовала в самых крупных судебных процессах над диссидентами. Это не байопик, поэтому главная героиня здесь — молодая идеалистка Нина Метлицкая, которая в последние годы «оттепели» и первые годы брежневского застоя защищает сначала просто невиновных людей, названных «врагами народа», а позже, как и сама Каминская, — неудобных для советской власти диссидентов. Интригующий, а главное, важный и злободневный (особенно после череды надуманных судебных процессов начала года) сериал о том, что даже самые талантливые правозащитники в нашей стране обречены на проигрыш: решение здесь принимают до суда, а справедливость торжествует, только когда это нужно кому-то свыше.