Российско-украинская алкогольная трагикомедия о том, что летом пить можно не только дома, но и на природе
Киевский писатель-неудачник Паша (Кирилл Пирогов) и его бывший одноклассник Скляренко (Олег Нирян) решают на время сбежать от жен и как следует оторваться. Чтобы благоверные ничего не заподозрили, они придумывают хитрый план. Паша, археолог по образованию, заручается помощью пожилого научного светила и якобы приглашает Скляренко и еще одного их одноклассника, бизнесмена Самородова (Никита Тюнин), по-дружески помочь с раскопками древнего кургана в украинском захолустье. На самом деле троица собирается бросить профессора и разъехаться по своим мужским делам. Но случается несчастье, и мужчины задерживаются на раскопках, а затем решают остаться там до конца отпуска, потому что приехавшие студенты-практиканты оказываются сплошь девушками из пединститута.
Если, прочтя синопсис «Раскопа», вы решили, что в прокат выходит романтическая или авантюрная комедия, простите нас – мы не хотели создать у вас такое впечатление. Но что поделать, если картина при перечислении событий ее зачина кажется ромкомом? Только пожалеть, что украинский режиссер-дебютант Сергей Дахин в самом деле не снял занимательное летнее жанровое кино, которое было бы здорово посмотреть посреди мрачной зимы. Да, археологические раскопки – занятие нудное и фантастически скучное для всех, кроме настоящих ценителей прошлого. Но добавьте к ним остроумие, романтику, фарсовую комедию положений (герои выдают себя за опытных археологов, чтобы «педагогические» красотки никуда не уехали), какую-нибудь сюжетную интригу, душевное пение под гитару у ночного костра… И, как знать, в результате может выйти что-то умеренно хитовое.
Дахин, однако, ничего этого не сделал. Вместо этого он экранизировал рассказы украинского писателя Максима Курочкина «Выключатель» и «Абрау-Дюрсо» и снял полуторачасовой сеанс мужского нытья. Паша, Скляренко и примкнувший к ним Самородов оказываются лузерами высочайшей пробы, чьи мысли начинаются с «ох, как же мне себя жалко!» и тут же заканчиваются, потому что руки автоматически тянутся к бутылке. Мы не преувеличиваем – всю первую часть картины герои проводят либо вдребезги пьяными, либо опохмеляющимися, и они продолжают пить и на раскопе, хотя и меньше прежнего. Новых мыслей от этого, впрочем, у них не появляется.
Центральным персонажем картины служит Паша, и его цитируемые в фильме произведения оказываются ностальгическими воспоминаниями о молодости – особенно о том времени, когда Паша, вернувшись из армии, ничего не делал, нигде не учился и грезил о девушке, с которой как-то познакомился, но не записал ее телефон. Тогда герой был полон если не планов и надежд, то, по крайней мере, ощущения, что может обрести счастье. Теперь же он сознает, что жену свою не очень-то любит, что вместо верных друзей у него собутыльники и что рассказики его вряд ли стоят бумаги, на которой написаны. Другой на его месте использовал бы это осознание, чтобы начать жизнь с чистого листа. Но Паша для этого слишком труслив и пассивен, и у него есть лишь один путь – глубже в пропасть. То есть завести детей и изводить их своей депрессией, как Пашу некогда изводил старческим маразмом его дедушка.
А что же раскопки, девушки, знаменитые украинские курганы? Не более чем несущественный антураж – фон для продолжения запоя и повод для кое-каких немудреных и не особенно смешных шуток, которые позволяют авторам фильма назвать его «комедией». Некоторые сцены кажутся ведущими в сторону увлекательного кино (когда после часа уныния в фильм впархивают студентки, думаешь: «Неужели началось?»), но нет – увлекать «Раскопу» нечем. Все пути, по которым веселье (или подлинный драматизм) могло бы проникнуть в картину, надежно перекрыты пассивностью и скудоумием героев. При этом жалеть их не получается, потому что Самородов отлично «упакован», а у Паши жена-красавица, которая даже толком не ругается, когда он является домой на бровях. А все мы знаем, что нет ничего хуже нытья, которое не вызывает сочувствия.