Вчера вечером, на открытии юбилейного Каннского фестиваля прошел показ фильма -- первого среди участников конкурсной программы -- "Мои черничные ночи" Вонга Кар-Вая.
Выбор организаторов объясняется тем, что Кар-Вай – давний любимец фестиваля, а в Канне, как известно, не забывают тех, кто однажды уже стал там "избранным". Однако сам режиссер, кажется сделал все возможное, чтобы предстать в совершенно ином образе.
Ведь рассказывая о "Черничных ночах" то и дело придется повторять слово "первый". Так уж сложилось, что для Кар-Вая, от которого ждут теплой меланхолии, лента стала во многом нетипичной. Это первый его фильм, снятый на английском языке. Это первый фильм, где задействованы европейско-голливудские актеры – Натали Портман и Джуд Лоу. Это и первый фильм Кар-Вая, где главную роль играет непрофессиональная актриса – центральную роль здесь исполняет популярнейшая певица Нора Джонс.
Вдобавок ко всему, "Черничные ночи" стали первым фильмом режиссера, снятым за границей – все съемки проходили в США, съемочная группа работала сразу в нескольких штатах. Съемочный период уместился в несколько недель, что тоже не свойственно Кар-Ваю – другие его фильмы снимались по-восточному размеренно – над «2046» /2046/ (2004), к примеру, режиссер работал четыре года. Неудивительно, что он часто заставлял отборщиков фестиваля нервничать, срывая сроки подачи материала на конкурс.
Еще одна важная деталь: Кар-Вай больше не работает с Кристофером Дойлом – оператором, с которым были сняты все его шедевры за последние 20 лет. За камерой "Черничных ночей" стоял Дариус Конджи, сотрудничавший ранее c Жан-Пьером Жене («Деликатесы» /Delicatessen/ (1991) и