Критики обожают The Last of Us Part II той же глубокой любовью, с которой многие игроки ее ненавидят. Способность вызывать сильные чувства — признак большого искусства, и блокбастер от Naughty Dog обладает этим качеством в преизбытке. Однако игроки все же правы: это шедевр, но шедевр абсолютно коммерческий, продуманный, расчетливый, выверенный до последнего пикселя и холодный. Вторая часть The Last of Us смотрит на пользователя с прищуром матерого sales-директора, прикидывая, сколько еще эпатажа ему можно отвесить до того, как он сломается и пойдет писать гадости в интернет.
Когда оригинальная The Last of Us вышла в 2013 году, ее боготворили всем миром. Прежде всего за чудесно отработанный зомби-сеттинг и нетипичную для компьютерных игр слезливую историю, достойную премиальных мексиканских сериалов. Успех критический быстро превратился в успех коммерческий, и здесь уже проснулась великая любовь Sony Interactive к многим нулям на счетах. Ремастер игры для PS4 вышел всего через год после оригинала, а ремейк для платформ PS5 и ПК в 2022 году.
Скруджевская жадность Sony сыграла с сиквелом игры злую шутку. Вместо нового захватывающего приключения со стапелей флагманской верфи сошла математическая формула, блистающий черным хромом игрохолодильник успеха с патентованными технологиями сюжетных ходов и алгоритмами отжима эмоций. Ответственного за историю GPT-бота откормили на произведениях Джорджа Р. Мартина для безжалостного уничтожения любимых персонажей и навязывания отвратительных. Для повышения драматического градуса бота далее познакомили с произведениями Федора Михайловича Достоевского, у которого он научился волшебству безысходности и магии уныния.
Если абстрагироваться от нарочито провокативного и искренне бессмысленного сюжета, то остается лишь первоклассный survival-экшен, который во многом выигрывает от появления нового протагониста на контрасте с уже набившей оскомину чудо-девочкой Элли. Немного изменив правила борьбы с инфицированными и предлагая силовое решение для боев с обычными людьми, вторая часть The Last of Us стала интереснее и быстрее с точки зрения геймплея. В остальном это хорошо знакомый по оригинальному релизу, но заметно улучшенный игровой цикл из поиска ресурсов, крафтинга и расходования полученной амуниции на первых же попавшихся врагов.
Где The Last of Us Part II истинно блистает — это визуал. Несмотря на разработку для предыдущего поколения консолей, связка из идеальной текстуризации, щедрых mocap-анимаций и сложных моделей оставляет неизгладимое впечатление. В разработку сиквела были вложены рекордные деньги, и все они видны на экране до последнего цента. Голливудская работа камеры во всех скриптовых сценах, скрупулезная работа над мимикой — все по верхней планке качества и сложности исполнения. И поскольку большая часть истории разворачивается в Сиэтле и окрестностях, это вода. Много, много воды.
Слезы, пот и кровь стекают по перекошенным от ненависти лицам персонажей. Липкая морось висит в воздухе и тонкой пленкой обволакивает траву, деревья и останки большого города. Сценаристы и разработчики уровней с ликованием дознавателей из Гуантанамо окунают героев в бурые водоемы с тиной, кидают лицом в липкую черную грязь, заставляют брести по колено или ползти по уши в мутной воде. С точки зрения атмосферы и сеттинга это очень сильное впечатление, но впечатление депрессивное, в мощный минус.
По некоторым подсчетам, The Last of Us Part II получила более трех сотен наград и премий. Однако, никаких приятных воспоминаний она не вызывает: ни единой улыбки, ни единого теплого момента. Оригинальная игра, вопреки непростому сеттингу, подарила немало совершенно неожиданных солнечных сюрпризов, вроде встречи с жирафами или роуд трипа Джоэла и Элли. Сиквел получился однотонным, бездушным, жестоким и в конечном счете античеловечным — совершенно как все, без исключения, персонажи в нем. Возможно, именно поэтому оценки игроков так сильно отличаются от коллективного панегирика в публикациях. The Last of Us Part II — настоящее фестивальное кино: легкая материя для восторженной критики, но беспросветно тяжела в качестве отдыха и развлечения.