Смело идите на "Расплату" француза Жиля Пакет-Бреннера, если вы сладко вспоминает французские детективы в кино 70-х годов прошлого столетия. Его фильм -- не стилизация, не "ретро", все как бы играется нынче, одежки модные. Удивительно старомодна сама постановка. Фильм именно как бы снят в 70-е, хотя вроде дата премьеры -- 2003 год...
Екатерина Тарханова
Автор film.ru с 2000 г.
617 публикаций
Расплата
Те, кто сладко вспоминает французские детективы в кино 70-х годов прошлого столетия, и те, кто их видел уже только по телевизору, но все же любопытно, а как это тогда было – "в кино сходить" – могут смело идти на "Расплату" француза Жиля Пакет-Бреннера. Его фильм – не стилизация, не "ретро", все как бы играется нынче, одежки модные. Удивительно старомодна сама постановка. Фильм именно как бы снят в 70-е, хотя вроде дата премьеры – май 2003 года.
Современно лишь то, что ни на миг не теряется несерьезная интонация, хотя в происходящем нет ничего смешного. Где-то в Марселе разгромили квартиру какого-то старика, а самого обнаружили повешенным на люстре. Это не самоубийство, поскольку в зубах старика – четырехлистник клевера, знак местной мафии. Он был, значит, ее бухгалтером, и не найден его гроссбух. Заодно не найдена дочь, работавшая стриптизершей. Кстати, в стриптизе тоже достаточно голизны, чтоб он не был так снят в 70-е годы. Так снимают сегодня. Но разыскивать мафию станут супер-традиционно. Старый развратный неглупый, как полагается, полицейский комиссар отдаст это дело двум мафиози в форме, то есть крутым марсельским полицейским. Одного, настоящего рэкетира, ворюгу-красавчика (Титофф) в полицию устроил прикольный дядя с прикольной любовницей-вьетнамкой, когда он мотал срок за разбой. На другого, его нового напарника с супер-роскошным бунгало на марсельском берегу (Стоми Багси) в парижском отделе внутренних расследований – прямо библиотека компромата. И это вся расстановка сил.
Дальше красавчик-ворюга западет на красотку-сестренку напарника, стриптизерша найдется, все силы сойдутся и станут искать только деньги. Произойдет еще несколько убийств, по ходу которых будет не самый плохой текст слов, закрутится много детективной запутанности, немножко подпольных боев без правил, одна большая перестрелка, одна погоня на воде – вертолета и катера за другим катером. Коррупция расцветет пышным цветом, и распутанность повлечет не оргвыводы, а богатство. Мораль: деньги должны доставаться молодым. Молодость – единственная справедливость. Мораль подтверждается лениво-нагловатым марсельским антуражем и тем, что любые разгадки любых загадок находятся все время одной левой, без пафоса и нагнетания.
Плохо ли это? Никаких спецэффектов, ни одного компьютера, темп умеренный, будто ни клипов, ни рекламы не изобрели. Трюков немного и только в конце. Автомобили не бьются. Даже кинозвезды не снимаются. Странновато, конечно, и непонятно, чего вдруг такое кино, потому что никакое "авторство" там тоже не ночевало. Без претензий на шедевральность чисто коммерческий жанр сделан и без примет современной кинокоммерции. Единственный повод можно увидеть в том, что во Франции лучше знают, чего носят, чего не носят, и, видимо, сильно соскучились по "винтажу" – по шмоткам из бабушкиных сундуков. У нас это называется б/у. С другой стороны, кто хоть раз не был в секонд-хэнде? Ведь прелесть его – не столько дешевизна, сколько шанс найти в чужом прошлом что-нибудь, до сих пор клевое для себя. В кино 70-х для Жиля Пакет-Бреннера клево, ясно что: сохранность сюжетов и способов их изложения. Он не виноват, что изъедена молью вся тогдашняя серьезка, весь пафос детективов с Деваэром или Вентурой. Он вполне цинично преодолевает всемирный сценарный кризис.
Текст:Екатерина Тарханова
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.