Фильм Сергея Струсовского "Блаженная" оказался не романтической драмой для девочек, а историей с моралью об ужасах большого города, в котором все приличные люди безумны.
Это страннейшее кино начинается с небольшого рисованного мультфильма, действие которого происходит на третий день Творения, когда Земля покрылась цветами и растениями. Он рассказывает о красивом Колокольчике и злобном Чертополохе, который был так покорен его красотой, что готов был его убить и съесть. Ни счастливого, ни трагического конца у этой истории нет – мультфильм кончается колокольным звоном и монах, записывающий эту странную притчу в своей келье, говорит, что люди стали отливать колокола, чтобы предупреждать об опасностях, и что колокольный звон истребляет ложь.
Дальше начинается собственно фильм: семья завтракает в очень бедной, но чистой квартире. Потом папа убьет маму, и маленькая девочка Александра в трусах и майке будет щупать ей пульс. Потом эта девочка вырастет (взрослую играет Карина Разумовская) и отправится в Москву где у нее есть дедушка-олигарх по фамилии Прохоров (Вячеслав Жолобов) – совсем кинематографисты страх потеряли, еще бы Дерипаской его назвали. Девушка стала художницей, но дедушка хочет ее отправить в налоговую академию. Блаженная наивна, провинциальна и у нее чистое сердце. В Москве же живут одни упыри. А те, кто на первый взгляд милы и обходительны, например, сразу влюбившийся в нее помощник олигарха Роман (Даниил Страхов) – упыри совсем жуткие. После того, как девушку на улице изнасилует очередной упырь, который в последствии окажется психиатром, она начнет слышать голоса и видеть духов. Финал окажется, впрочем, вполне благополучным.
У картины была очень странная реклама – вместо официального синопсиса предлагалось очень духовное описание идей, излагаемых в фильме. От этого казалось, что режиссер и продюсер-дебютант Сергей Струсовский затевался снимать романтическую историю для девочек, с душещипательной музыкой, моралью "все мужики сволочи" и чистой светлой слезой в конце. Но как-то против воли у него получилось нечто совершенно иное – внятное сологубовское описание Москвы как города убийц, насильников, падальщиков и бесов. Безумный бомж-уголовник, которого видит сошедший с ума дедушка-олигарх и пытается откупиться от него рублем – лучший дьявол на экране со времен искусителя в исполнении Розалинды Челентано в «Страстях Христовых» /Passion of the Christ, The/ (2004). Романтический помолигарха – чувствительный Иуда. Столица нашей родины – место, явно заждавшееся очистительной серы с небес.
Повесить тут бирочку «Груз 200» (2007)-лайт мешает качка, в которую попал художественный мир «Блаженной» (2007). С одной стороны, половину кадров можно распечатать и повесить на стенку – когда в какой-то момент апельсины выпадают из ящика и рассыпаются по голубоватому полу, это может сравниться с живописностью "Девушки с жемчужной сережкой". С другой, хотя полные ужаса и слез глаза Ксении Разумовской впечатлительному человеку будут сниться по ночам, в части актерской фильм изрядно проиграл части операторской. Безумное количество длинных крупных планов, которые должны выдавать всю глубину чувств, владеющих персонажем, не выдают ничего особенного – кроме, разумеется, трогательной и душещипательной музыки Александра Пантыкина, которой в фильме много настолько, что хочется научиться читать по губам и вставить беруши.
А с третьей, дело, конечно, не в этом. Вот, например, советская звезда Галина Яцкина, сыгравшая горничную, перед премьерой прочла речь. В ней она сообщила, что в отличие от других фильмов, с насилием и копирующих запад, это фильм с моралью. Странное у госпожи Яцкиной представление о морали, но, впрочем, ей видней.