"Вальс с Баширом", номинированный на "Оскара" как лучший иностранный фильм, получивший в общей сложности 22 награды, наконец добрался до нашего проката.
У Ари провалы в памяти. Он не помнит ничего из времен своей военной службы – остались лишь ночные кошмары, в которых его преследуют стая злобных псов. Ари едет к своим друзьям, ходит к психоаналитику, пытается вспомнить – ну и вспоминает в конце концов, резню, которую под присмотром израильских войск ливанские христиане-фалангисты устроили в палестинских лагерях беженцев Сабра и Шатила в 1982 году, после того, как убили президента Ливана, христианина-харизматика Башира Жмайеля.
"Вальс с Баширом" – военный мутант, документальное автобиографическое кино в жанре анимации. Ари Фольман, успешный режиссер-документалист, ветеран той ливанской кампании 82-го, ездил к своим друзьям-ветеранам, давно наладившим тихую буржуазную жизнь, ходил к психоаналитику с видеокамерой. Из этого смонтировали полноценную полуторачасовую документалку – но, вместо того, чтобы продать ее каким-нибудь телеканалам и успокоиться, сели рисовать раскадровку на ее основе.. Сам Фольман рисовать не умеет, пришлось работать в команде, тем более, что анимация создавалась в смешанной технике, в основном это флэш, но есть и перекладка, и много чего еще.
Результат – отличное медитативное кино со стрельбой, явно вдохновленной Джоном Ву и Ридли Скоттом, с галлюцинациями и воспоминаниями главного героя, слегка отдающими Оливером Стоуном, с гигантской голой женщиной, плывущей по морю, чтобы спасти еврейского солдатика и с очень, очень неприятным концом: архивными фотографиями мертвых палестинцев в Сабре и Шатиле. Без воспоминаний о Холокосте тоже не обошлось.
Ответить на непременный вопрос, художественная это история или политическая, оказывается легко. Конечно она художественная. Продуманная драматургия, вполне беспощадный сценарий, мрачные цветовые решения, бегущие по полуразрушенному ночному городу псы – в "Башире" больше искусства, чем в половине "Оскаровских" номинантов вместе взятых.
С другой стороны, сегодня невозможно сказать слово "еврей" и не удариться в политику, так что Фольману изрядно досталось. Для правых он пораженец и евролиберал. Для левых он пропагандист на службе у израильской военщины, который не готов потребовать кары военным преступникам, придерживается концепции "плачем и стреляем" (интересно, является ли она официальной в Армии обороны Израиля?) и плохо кается за пролитую лично им в Ливане кровь. Кроме того, награды на Фольмана посыпались как раз когда Израиль вторгся в Газу, что тоже добавило двусмысленности.
Что ж, в Израиле большая война происходит в среднем раз в десять лет, и если пользоваться терминологией начала ХХ века – каждое поколение здесь потеряно. Фольман рассказал об этом языком мультфильма, потому что явно не имел никакого желания превратить свой главный кошмар последней четверти века в еще один фильм о войне. И ему удалось. Не пропустите.