Новый фильм Патриса Леконта имел фестивальный успех и очень понравился критике. Для читающих эти строки хуже рекомендации быть не может. В чем-то вы правы, люди из Интернета. В "Человеке с поезда" Интернетом не пахнет, как и Голливудом, то есть он занудный и неблестящий. Кроме того, Леконт ("Девушка на мосту", "Вдова с острова Сан-Пьер") действительно как тот суп - вроде все есть, а чего-то всегда не хватает.
И вроде кино на сей раз - однозначно для бабулек. Однако все так, да не так. Много чего из далеко не блестящего "Человека с поезда" запоминается навсегда, подсознательно, самостийно, а этим не блещет сегодня почти вообще ничего. Или считайте меня бабулькой.
В захолустье сошел с поезда старый Джонни Холлидей (рок-звезда 60-х годов) и случайно столкнулся с местным старым Жаном Рошфором ("Тандем", "Нежная мишень"). Три дня они прожили рядом друг с другом, потом все кончилось. Остальное – детали, из них и состоит кино. В частности, Холлидей был грабителем банков, вышедшим на последнее дело, явным былым плейбоем, до сих пор в черной коже, без роду и племени, немногословным и с гипнотическим взглядом. Рошфор был учителем литературы на пенсии, идущим на операцию на сердце, всю жизнь – при покойной маме, поэтому за всю жизнь – одна, может, две любовницы, хроническое реченедержание, тысяча извинений перед каждым прохожим и семейная вилла для нескольких тысяч книг, которые он читал, пока они не состарились так же, как стены и потолки.
Ею всегда интересовалось французское кино, начиная с "Будю, спасенного из воды" (30-е годы), через "Врата ночи" (40-е), ряд фильмов Габена-Делона (60-е), "Часовщик из Сен-Поля" (70-е), "Мужское дело" с Брассером и Трентиньяном. Хронически они там дружат, в общем, даже заразили этим Голливуд ("Схватка" с Пачино и Де Ниро). Своеобразие "Человека с поезда" – в том, что вполне традиционный сценарий и диалоги, чересчур демонстративно умственные, легко размываются исполнителями Рошфором и Холлидеем. Они как личности сильнее всех традиций, и вещи в кадре тоже начинают на них работать. Одни стулья чего стоят.
В конце концов из максимально детального общения двух старых французских козлов выстраивается модель, пригодная для козочек любой национальности и возраста. Настоящий друг всегда с первого взгляда знает о тебе чуть больше, чем если бы ты всю жизнь все ему объяснял. Настоящий друг все время бьет тебя сапогами под дых, но почему-то не больно. Настоящий друг все время ходит на цыпочках по обстоятельствам, которые вокруг тебя сложились, чтобы ни от его жеста, ни от вздоха они не сложились для тебя хуже. Настоящая дружба не длится больше трех дней - дальше начинаются формальности. Ну, и все такое прочее.