Сухая и не до конца разыгранная партия, в которой на кону стоят понятия этики и морали в средствах массовой информации. Для триллера недостаточно мрачно, для драмы – бездушно, для манифеста – трусливо. Холостой выстрел
Безработный Луи Блум не гнушается самой черной работы, а когда нет и ее, готов пойти на преступление. Сперва воруя мелочевку, молодой человек натыкается в ночном городе на группу операторов-фрилансеров, которые зарабатывают тем, что первыми прибывают на место происшествий и аварий, делают эксклюзивный репортаж, а затем продают его телеканалам. Работка как раз для Луи – минимум моральных мучений, максимальная скорость и большие деньги. Однако очень скоро для молодого искателя острых ощущений граница между «можно» и «нельзя», между «помочь» и «снять материал», между «наблюдатель» и «участник» становится зыбкой, опасная работа поглощает Блума с головой.
Прагматичные российские прокатчики вполне могли порадовать зрителей «Стингером» еще зимой, однако тогда рисковых людей у нас в стране не нашлось. Независимая лента, снятая за скромные по голливудским меркам 8,5 миллиона долларов режиссером-дебютантом, – тот еще «подарочек», и для ее продвижения требуется нечто большее, чем номинация на «Оскар» хоть и любимого, но не топового актера. Так бы и остались мы без возможности увидеть ночной Лос-Анджелес, если бы выход в прокат «Левши» не потянул за собой демонстрацию предыдущей работы Джейка Джилленхола. Работы как минимум не худшей, а то и превосходящей по качеству роль в боксерской драме Фукуа. Поклонники таланта актера могут порадоваться, но лишь за своего кумира, ведь в остальном «Стрингер» вряд ли можно назвать шедевром.
Увы, с первых кадров картине словно не хватает смелости. Возможно, это связано с тем, что сценарист и режиссер Дэн Гилрой желал достичь максимальной реалистичности происходящего в кадре, но на деле почти каждая сцена получилась недотянутой и недоверченной. Танцевать здесь нужно от печки главного героя, и он – главная проблема фильма. Двигающийся рывками от флажка к флажку Луи проходит несколько стадий. Вот он забитый воришка, который, как загнанная в угол крыса, прыгает на обидчика, вот – почувствовавший запах легких денег энтузиаст, вот – вкусивший «крови» делец, вот – потерявший всякие границы ночной волк, способный кинуть на алтарь своего эго любого подвернувшегося под руку. Эти ступени очевидны и предсказуемы, но, к сожалению, переход по ним вызывает вопросы – события в жизни Луи происходят отнюдь не такие умопомрачительные, чтобы столь радикально меняться. Если же это черта характера героя, то, увы, режиссеру стоило бы поближе познакомить зрителя со своим ведущим персонажем, иначе следить за его изменениями становится неинтересно.
Очевидно, отсутствие четкой картины того, куда ведет скользкая дорожка, напугало самого Гилроя. Он и героя искусственно сдерживает, и в век миниатюрных GoPro нагружает «волка-одиночку» сомнительной громоздкой видеокамерой, и даже насквозь прогнивших дельцов с телеканалов стесняется показать законченными отморозками. Создается полное впечатление того, что хруст тонкого льда под ногами отвадил режиссера заходить дальше на «темную сторону». Фильм от этого ничего не получил, выстрел пришелся в «молоко», пар шумно вышел, но никого не обжег.
Особенно обидно в этом случае за Джилленхола. Актер он мощный, часто вживающийся в роль настолько, что внутренний конфликт может изменить его физически до неузнаваемости. Подобное случилось с Джейком и в «Стрингере» – тщедушный задохлик с вечно опущенными плечами, сальными волосами, но ярко горящим взором, он радикально отличается от того же Хоупа из «Левши», перекачанного недалекого спортсмена, теряющегося в пространстве чуть более широком, чем ринг. Но короткий поводок Гилроя, увы, сводит старания Джилленхола если не на ноль, то к самому минимуму – зрители словно видят первый акт какой-то сложной серьезной постановки, которая не получает развития.
Что уж говорить о глобальном вопросе отношения автора к переживающему самые кровавые свои годы жанру новостной журналистики? Смелости распотрошить американские «лайфньюсы» режиссеру не хватило, оценки морального аспекта он постарался избежать, варианта выхода не предложил – весь «Стрингер» превратился в поход на гору, которую Гилрою преодолеть не дано. Пожалуй, его переход в режиссуру оказался преждевременным, а может, он просто не попал в жанр – играть в «Эволюцию Борна» или «Живую сталь» у него получается лучше. Крест на человеке за это ставить нельзя, но и запомнить стоит – такого в репортеры-экстремалы не взяли бы.