"Хроники Нарнии. Принц Каспиан" оказались не столько религиозным нравоучением, сколько военной драмой -- точнее, бескомпромиссным рубиловом с кентаврами, гномами и минотаврами.
У человечества все-таки большие проблемы с кентаврами. Минотавры даются людям легко, хорошенькие, волосок к волоску. Фавны бегают как олимпийские рекордсмены. Гномы даже не требуют грима, только волосы спутать – и уже гном. А вот с кентаврами ничего не получается: передвигаются они дерганой иноходью, верхняя часть, какой бы красивой ни была, чуть-чуть отстает от нижней, тоже красивой, руками зверек машет невпопад и, в общем, годен лишь на то, чтобы стоять неподвижно и смотреть пристально. Возможно, все дело в центре тяжести: кентавры, похоже, были устроены как-то иначе, не так, как думают специалисты по компьютерным эффектам.
Нарния, придуманная Льюисом, была устроена как-то иначе, не так, как в фильмах Эндрю Адамсона. Возможно, все дело в центре тяжести: Клайв Стейплз Льюис был одним из самых религиозных писателей в истории ХХ века, и его сказки о Нарнии, так или иначе, это истории о Боге, точнее, о том, каким бы мог быть Бог в фэнтезийном мире. Фильмы же пока получаются о людях и войне, и "Принц Каспиан" – не столько фэнтези, сколько изобретательное мочилово.
В Нарнии прошло 1300 лет, хотя в Британии – всего год. Теперь Нарния заселена людьми, а всякие фавны и гномы истреблены. В старую Нарнию верят лишь потомки гномов, а в существование льва Аслана не верит уже никто. Хитрый правитель Мираз, убивший своего брата-короля, мечтает убить еще и племянника, принца Каспиана, и стать официальным королем. У Мираза рождается наследник, и принц Каспиан вынужден бежать из дворца в лес, а там он попадает к гномам и говорящему барсуку – вот она, старая Нарния, живехонька, и с ее помощью можно свергнуть Мираза и вернуться к старым добрым временам. Принц Каспиан волшебным образом вызывает из военного Лондона ХХ века четверых детей, бывших 1300 лет назад королями и королевами Нарнии, и теперь старонарнийцам под предводительством юных британцев предстоит биться с войском Мираза. Сначала никто, кроме младшей королевы, Люси, не верит в льва Аслана, но потом, конечно, в последний момент и он появляется на поле боя.
В результате вместо религиозной сказки получилась блестящая военная драма, рассказывающая и о том, как глупо выходит, когда полководец следует за собственными амбициями, и о том, что ни в коем случае не надо объединяться со старыми врагами, даже если они прекрасны, как Тилда Суинтон в глыбе льда, и о предательстве, и о чести, и о гордости, и еще о куче разных важных вещей. Пособие для начинающего стратега. Здоровая доля трэша, бескомпромиссное рубилово и очевидное безумие младшей девочки, которая разговаривает со своим воображаемым другом, а иногда видит мир в измененных цветах и красках, – кому-то это покажется явными минусами фильма, кому-то, наоборот, безусловными плюсами.
Любители книг Льюиса, скорее всего, будут разочарованы: помимо общего духа книги, авторы фильма слегка изменили сюжет. Например, красивый, хоть и слегка кукольный принц Каспиан в фильме гораздо старше, чем в повести – зато теперь он может недоверчиво смотреть на прибывших непонятно откуда подростков, которые имеют наглость заявлять, что они короли и королевы Нарнии. Подростков этих, кстати, можно понять: из фильма очевидно, что это их способ справиться с психологической травмой, каковой, безусловно, является для них Вторая мировая война. Нарнийская же битва для героев – способ убедить самих себя, что все будет хорошо, даже если кажется, что хорошего уже ничего не случится. Помогающий героям говорящий лев пробуждает все языческие силы и развивает воображение: если в него поверишь, вокруг все расцветает жизнью, деревья сходят со своих мест, река восстает и оживает. Параллели с трилогией «Властелин Колец» неизбежны – но что делать, если Новая Зеландия, где все это снималось, маленькая, а фэнтези-мир до обидного однообразен.
В общем, "Принц Каспиан" – фильм для тех, кто считает льюисовский цикл "Хроники Нарнии" слишком морализаторской и вообще скучноватой историей. И для тех, кто никогда не читал "Хроник Нарнии", а в идеале даже не смотрел первый, не самый удачный фильм саги.
А кентавры – ну ладно, и для кентавров тоже.