Светлая, легкая, ироничная бытовая комедия Таисии Игуменцевой не претендует на философские глубины, но прилежно развлекает, дарит хорошее настроение и надежду на долгие солнечные дни
Страшная весть обрушилась на далекую, забытую богом деревушку, где всех жителей-то всего десять человек, корова да собака: Земле грозит космическая катастрофа и через сутки все живое исчезнет с лица планеты. Последний вечер решено провести с размахом, но застолье оборачивается неожиданной «игрой в правду», где односельчане выкладывают секреты, скрываемые долгие годы. Беда в том, что Судная ночь проходит, все целы, и нужно как-то продолжать жить, теперь обремененными новыми чувствами и знаниями.
Способность нового поколения кинематографистов России предсказывать и интерпретировать складывающуюся реальность невольно наводит на мысль, что мы находимся на пороге какого-то нового времени, новой формации киношников, уже никак не привязанных ни к советскому великому прошлому, ни к разрухе девяностых. Сначала авторы «Интимных мест» предсказали бум любовно-запретительных инициатив в государстве, теперь Таисия Игуменцева разворачивает свое апокалиптическое действо среди залитых дождевой водой просторов на фоне паводка на Дальнем Востоке. Новые режиссеры явно знают что-то большее, чем мы.
Тем более приятно в связи с этим, что они умеют не только видеть дальше, но и рассказать об «увиденном» интересным, красивым, ироничным языком. Внутренний нерв картины – история любви, любви во всех ее проявлениях – к детям, к мужчине или женщине, которые каждый день рядом храпят в постели, или к недоступным чужим мужьям, к своему нехитрому скарбу, к дому, к родной природе, к коллекции дисков, к прошлому, к домашней скотине, к жизни в конце концов. С такой любовью и помирать не страшно. Герои картины паникуют лишь несколько минут после того, как узнают о страшной вести, дальше жизнь продолжается, даже обретает новые краски.
Нужно отдать должное – Игуменцева взялась за непростую задачу, но справилась с ней на твердую пятерку, причем в «пятерке» этой нет прямолинейного следования канонам или дежурной работы на истоптанной предшественниками территории. Нет, Таисия смело пробует собственную технику рассказа, тонко расставляет приоритеты, умело строит кадр и великолепно мотивирует актеров. Одна из особенностей картины состоит в том, что все 12 актеров (запишем сюда и живность) имеют практически равные части экранного времени, а потому выделить главного героя, посвятить ему больше «режиссерского внимания», а остальных выдавить на задний план у Игуменцевой просто не было никакой возможности. И это придало картине еще больший объем – актеры не перетягивают внимание друг у друга и просто играют со всей душой и видимым удовольствием.
Не меньшее удовольствие получает и зритель – при просмотре отчего-то в памяти всплывают кадры из любимой комедии позднего СССР «Любовь и голуби». Но вовсе не от того, что действие обеих лент разворачивается на фоне покосившихся деревенских заборов да растоптанной до грязи дороге, и не из-за схожих мотивов поиска любви – а скорее из общего настроения какой-то легкости, будто с каждым кадром вдыхаешь свежий воздух, лишенный автомобильных выхлопов и запахов, присущих заскорузлому городу. Этот воздух пьянит, и эфир в голове превращает женщин в красавиц, мужчин – в джентльменов, корову – в небесное божество, а нарисованного инопланетянина на плакате – в лучшую рекламу фильма Стивена Спилберга.
Наибольшее опасение при просмотре у меня вызывала мысль о том, как же создатели фильма закончат свое повествование. Как смогут вытянуть героев из тех неприятностей, в которые загнал их внезапный конец света? Но, к счастью, финал фильма оставляет благостное впечатление, он неоднозначен, каждый волен трактовать его по-своему. И каждый может попробовать представить свой последний день. Получится ли у вас совладать со своей жизнью и судьбой, когда грянет последний ливень? Или стоит сейчас сделать то, что откладывается на последний день?