Фантастически энергичная, задорная и в то же время трогательная история поиска своего места в бешеном круговороте жизни, разыгранная двумя восхитительными актрисами, – лучший допинг на осенне-зимний период
Две главные героини никогда не должны были встретиться. Маша – провинциалка, приехавшая покорять Москву. Актрисой или певицей стать не получилось, но девушка не перестает мечтать и стремиться к успеху, шаг за шагом перекраивая свое тело и душу. Рита – светская львица, подруга стареющего замминистра. Страшный диагноз перечеркивает надежды женщины на светлое будущее и выбрасывает из привычного круга дел, забот, друзей. Связывает героинь только максималист и выдумщик Костя – для Маши он еще не стал женихом, а для Риты едва не стал приемным сыном. У каждого в этой троице свои мечты, свое представление о реализации своих целей и свой звездный час, который раскроет их с самой неожиданной стороны.
Если вдруг вы беспокоились, что же такое случилось с Анной Меликян, ворвавшейся в отечественное умное и красивое кино с нетривиальным «Марсом» и совершенно восхитительной «Русалкой», то вполне можете облегченно выдохнуть – режиссер вернулась с новой работой после семи лет поисков правильного сюжета. Конечно, Анна не исчезала бесследно, продолжала продюсировать, но зрители, влюбившиеся в Алису-Русалку, вправе были ожидать от яркого постановщика новых впечатляющих решений, и ожидания будут вознаграждены абсолютно феноменальной «Звездой» – фильмом, для нашего кино не самым обычным, далеким от привычных клише и плохо вписывающимся в жанровые рамки. И оттого еще более восторгающим.
Первые минуты вкупе с синопсисом не предвещают неожиданностей. С привычным Меликян юмором, здоровой долей цинизма и иронии лента препарирует намылившие глаз образы. Одна героиня – недалекая, бесталанная, но неуемно фонтанирующая энергией выскочка, возомнившая себя наследницей зрительских симпатий Одри Хепберн и Анджелины Джоли. Маша едва сводит концы с концами, Москва выжимает из нее все соки, но цель стать настоящей Звездой не позволяет девушке останавливаться, и вот под хирургический нож идут губы, уши и грудь безрассудной девчонки. Ее в какой-то мере жалко, а с другой стороны, нет-нет да и промелькнет мысль: «Ну должна же жизнь ее чему-то научить». Не учит. Вторая – гипертрофированный карикатурный образ гламурной стервы, особенная низость которого подчеркивается страстным желанием Риты выйти замуж за своего «папика». Положение женщины хрупко, да еще и отношения с восемнадцатилетним сыном своего потенциального жениха никак не складываются, а тут еще и врачи подкидывают фатальный диагноз – как тут не пуститься во все тяжкие?
На этом месте картина делает вполне ожидаемый крюк, и героини начинают стремительно приближаться друг к другу: Маша обрастает искусственно созданным «псевдогламуром», с Риты этот гламур, наоборот, облетает лохмотьями отмершей кожи – все для того, чтобы две столь разные девушки однажды проснулись в одной неухоженной съемной квартире. Другой бы режиссер на этом и закончил свои нравоучения, но Меликян к героиням беспощадна и заставляет их испить чашу до дна, затем зачерпнуть еще и сделать новый глоток. Фильм непременно удивит финальным поворотом, ощутимо ударит по нервам и даже может вызвать вполне искренние слезы, ведь вся история посвящена не внешней напускной красоте, стремлению к достатку или успеху. Простым, даже несколько наигранным прямолинейным способом Меликян транслирует в мир свое представление о способе жизни, рассказывает о том, как важно прожить каждый день с пользой для себя, сколь необходима иногда минимальная поддержка близких и как вера в себя сдвигает горы. И, безусловно, «Звезда» – это любовь. Странная, не всегда очевидная, болезненная, но живая и творящая историю.
А влюбиться в картине есть в кого – исполнительницы двух главных ролей, при всех их различиях и непохожести, на экране творят что-то совершенно фантастическое. Тинатин Далакишвили, с ее энергией, которой с лихвой хватило бы на то, чтобы заставить ходить колесом полк изможденных флегматиков, заряжает каждый кадр ясно уловимым сиянием, каждая ее сцена, каждый жест, каждое слово – удар сердца картины. Противоположность брюнетке Тинатин, прибалтийская красавица Северия Янушуаскайте только на первый взгляд кажется холодной, внутреннего огня в ней в достатке. Даже дебютант Павел Табаков, которому по сюжету положено быть константой, осью координат для движения двух героинь, каждый свой эпизод расцвечивает новыми красками.
В этом вся Меликян – ее образы и узнаваемы, и совершенно невероятны, ее истории просты, но витиевато разукрашены, ее фильмы смешны и грустны одновременно. «Звезда» не выступает с поучениями и не пытается изменить зрителя, она даже не раскрывает какие-то новые горизонты. Но это то кино, после которого хочется жить, хочется мечтать, хочется дома создать собственную стену желаний. А вот пластику делать не хочется, хотя настоящую Звезду ничем не испортишь.