Слишком много сэмплов и программирования бита при полном отсутствии души и химии между актерами – отличная проекция электронной музыки на киноэкран. Буц-буц – и ничего более
Слишком много сэмплов и программирования бита при полном отсутствии души и химии между актерами – отличная проекция электронной музыки на киноэкран. Буц-буц – и ничего более.
Коул вместе с тремя своими друзьями только что шагнул во взрослую жизнь и тут же напоролся на массу соблазнов: девушки, алкоголь, музыка, вечеринки, наркотики. Следом приятели ощутили и обратную сторону развлечений – постоянную нехватку денег. У каждого из друзей Коула есть своя мечта и свое представление о том, как ее достичь и с чего начать, и только Коул, увлеченный созданием электронной музыки, не знает, как пробиться к успеху. Случай сводит молодого человека с успешным популярным диджеем Джеймсом, который берет парня под свое крыло. Но куда больше любых советов и помощи в работе с инструментами Коула окрыляют чувства, питаемые к очаровательной помощнице Джеймса Софи. Любовь заставляет Коула искриться музыкой, способной завести стадионы.
Проблема становления молодого человека, входящего во взрослую жизнь, на протяжении всего времени существования искусства остается одной из самых благодатных – об этом пишутся романы, снимаются фильмы, сочиняются песни. Меняются времена, стили, формы, но выбор, который встает перед недавним подростком на рубеже двадцатилетия, остается неизменным: чувства или разум, деньги или слава, поиск своего пути или протоптанная предшественниками тропа, ведущий или ведомый. Любой насмотренный зритель без труда вспомнит десяток-другой кинокартин подобной тематики. Можно ли сказать по этому вопросу что-то новое? Можно. Удалось ли это музыкальной ленте «128 ударов сердца в минуту» режиссера Макса Джозефа? Не совсем. И проблема фильма очевидно видна даже невооруженным взглядом.
Впрочем, сперва давайте рассмотрим фильм в общем. История диджея Коула, прямо скажем, непритязательна. Молодой человек к 22 годам не может похвастать ничем, кроме того, что на вечеринках старшеклассников «крутит музыку», складывая несколько чужих треков в бесконечную звуковую дорожку (вопрос бессмысленности существования диджеев, играющих чужую музыку, а точнее, просто переключающих треки в своем ноутбуке, в принципе обсуждать не будем, чтобы не рождать лишних споров). Куда человеку с таким «багажом» двигаться дальше? В продавцы страховок? Мойщики стекол? Официанты? Коул считает, что обладает достаточным талантом, чтобы не только разогревать вечеринки друзей, но и выступать перед широчайшей аудиторией. ОК, случай подбрасывает ему знакомство с опытным артистом в жанре электронной музыки, и у парня вроде как складывается карьера.
Далее следует обязательный мотивирующий провал, неудачные попытки сменить род деятельности, трагические романтические отношения – все, что требуется для стандартного молодежного фильма. И неизменный хеппи-энд в финале: любовь, слава, удовлетворение от проделанной работы – жизнь удалась! Зрители, окрыленные историей успеха, выходят из кинозала и тут же бросаются записывать свои собственные «дуц-дуц»-треки, рассылать демозаписи в звукозаписывающие компании, оставлять заявки на выступления на городских площадках. Все так, фильм создан именно для этого – ПоверьВМечту! – но это лишь самая верхушка огромного айсберга, большая часть которого даже не скрыта от взора зрителей, она просто игнорируется теми, кто уверен в существовании знаменитой «Американской мечты»: кто был ничем, тот станет всем. Увы, на самом деле фильм опровергает ваши надежды на светлое будущее.
«Как же так, ведь главный герой добился своего!» – скажете вы. Да, но давайте посмотрим на остальных героев фильма. Друзья Коула: один погиб от передозировки, второй – актер-неудачник, третий – бездельник-мечтатель, не способный даже на простейшие жизненные решения. Покровитель Коула: диджей-переросток, которому место на свалке истории, наркоман и не умеющий ценить людей ублюдок. Подружка Коула: недалекая девица, не осилившая учебу, зато способная разливать латте в захолустном кафетерии для хипстеров, доживающая последние месяцы внимания к своему молодому телу со стороны мужчин. Что впереди у этих персонажей? Что впереди у Коула? Ничего. Пятеро из шести героев просто профукали свою молодость, шестой смог запустить фейерверк на последние деньги и отправился в ту же мусорную корзину, что и его приятели. В результате единственный, кто остается в прибыли в фильме – циничный барыга Джона Бернтала, и это правильно, мир сегодня такой.
Значит ли все показанное в «128 ударах», что не следует стремиться к лучшему, что места на олимпе всем не хватит? Нет. Но нужно всегда помнить, что, как говорил Тайлер Дарден, ты – не уникальная снежинка. В современном мире ты шестеренка, ты винтик, причем встающий на место другого винтика, такого же, как ты, но источенного и выброшенного. Удивительно, что, желая показать оптимистичный молодежный мир, где всех ждет воплощение мечтаний, авторы фильма сделали антиутопию, где продемонстрировали сиюминутность подростковых грез и пустоту, следующую за беззаботностью юного возраста.
Если бы такая десакрализация иллюзий, подобная «Реквиему по мечте», была сознательным выбором авторов «128 ударов сердца в минуту», картина могла бы претендовать на культовый статус. Но поскольку все получилось случайно, то зрителям остается лишь пожать плечами, уйти из кинотеатра и включить дома настоящую музыку – с живыми инструментами, профессиональным вокалом и душой.