Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Бессонница»

"Бессонница" - почти совсем настоящее кино, повод сходить в билетерши на время и не пускать в зрительный зал идиотов. Если потом приходится объяснять, что именно нескучно в этом опусе Нолана, проще заранее нанести оскорбление действием. Это при том, что предыдущий, до небес вознесенный опус Кристофера Нолана, "Помни...", воспринимался на вкус той же билетерши как пирожок ни с чем.

Добавить в закладки
Нас немного, и врагов немного

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Екатерина Тарханова
Екатерина Тарханова Автор film.ru с 2000 г. 617 публикаций

Теперь понятно, что он тогда только проверял себя на свободу владения правилами игры. Проверил и вот в "Бессоннице" сыграл. Прямо даже робко мечтаешь, что ж это дальше будет, если 31-летний лондонский парвеню не выдохнется назавтра. Хотя поначалу кино смотрелось скептически. Многозначительно капает кровь, кого-то убивают, идут титры, на летнюю Аляску в белые ночи являются из Лос-Анджелеса Аль Пачино с напарником (Мартин Донован) расследовать убийство старшеклассницы, найденной на помойке в голом виде. Великий детектив Аль Пачино кажется поначалу страшно переигрывающим величие и сопутствующую самоиронию, его только усугубляющую. Ну, найдут они, что изначально понятно, в конце концов убийцу, автора детективов с убийствами. И то, что Робину Уильямсу расширили эту роль до старых-знакомых кошек-мышек с "обычными подозреваемыми", понятно синхронно. Игрушечный Уильямс впервые в своей карьере стал плохим Кеном при хорошей Барби. Это я вовсе вам не конец рассказываю, это без дураков недалеко от начала.

Кадр из фильма "Бессонница"

С учетом, что у "Бессонницы" был грамотный первоисточник - недавнее одноименное норвежское кино, - детективную часть Нолан как бы утрамбовал, и влезло много чего еще. Впервые линия ломается, когда Пачино с напарником ужинают. Тот совершенно спокойно предупреждает, что в ближайшее время сделает великому детективу подлость, которую сам не считает подлостью, так как надо семью кормить. И что же, если семья, значит, все дозволено? Вторично линия ломается, когда в погоне за убийцей в непроглядном тумане Пачино стреляет в направлении силуэта убийцы, а это оказывается напарник, который всего лишь тоже гнался. Напарник кончается, обвиняя великого детектива в преднамеренности выстрела. Опять же, если Пачино не имеет ни одного шанса никому доказать, что этого не хотел, так значит, он все-таки хотел? Это ж бред. Фильм постепенно меняет жанр и становится моральным экзерсисом на фоне традиционной детективной интриги.
Кадр из фильма "Бессонница"

В экзерсис входят разные местные полицейские, старшеклассники, суровые красоты аляскинской природы, факт оторванности городка от прочих мест обитания человека, а также факт шестисуточной на почве белых ночей бессонницы великого детектива. Изображение постепенно становится все контрастней, звучащая речь - все громче, Нолан уж постарался визуально сымитировать синдром хронической усталости как повод высоких отношений. А высокие отношения связаны с тем, что каждый, хоть что-то имеющий (профессию или семью, власть или деньги), начинает рано или поздно слишком много себе позволять. Когда кто-то портачит от лени, кто-то под маркой "ценностей" (семейных, профессиональных), а кто-то с возрастом, от сознания собственной непогрешимости - это все мура, пройденный этап, не стоит разговора. А вот когда Аль Пачино напозволялся чисто сознательно, не для себя, а для пользы дела, можно поговорить.

Пусть дело святое, но как, позволив лишнее себе, проверить, что это не для себя? Чем мерить будем? Намек имеется. Вот если б напарницей Аль Пачино была Хилари Суонк, местная преданная и верная ученица великого детектива, она бы дала мерило. В фильме ее, к сожалению, в нужный момент рядом не оказалось, но это детали интриги. В принципе уже ясно: когда совершаешь что-то нехорошее, а оно на самом деле хорошее, обязательно нужен свидетель, с которым вы доверяете друг другу. Ровня, третий угол - и дело делается, любое. Это высокая мораль. Вопрос, где такого взять, но подобными душеспасительными беседами "Бессонница" не занимается.

Кадр из фильма "Бессонница"

Нолан полез в хитросплетения подлости и добрался до малодоступных мест, потому что фундамент у него надежный. Детектив - очевидный жанр. Вор должен сидеть в тюрьме, порок должен быть наказан, и думать об этом нечего. С другой стороны, течение детектива не дает растекаться мыслию по древу, все лишнее уходит, остается суть, а тут недалеко и до малодоступного. "Почти" совсем настоящей "Бессонница" является, потому что в наши дни вообще уже можно только предполагать детектив, пунктирно, а не явочным порядком, и тогда можно было бы в фильме зайти еще дальше. Кроме того, в замечательной сцене погони по лесосплаву видно, что под воду затянуло не Аль Пачино, а все-таки каскадера. >Видно, что это не Аль Пачино. Старик не полез в холодную воду, что понятно, но неправильно.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?