Считается, что хорроры в жанре «найденной пленки» изжили себя. В этой области уже, кажется, перепробовано все возможное: микрокамеры в глазу, экшен-камеры на велосипедных шлемах, телекамеры, веб-камеры...
Сложно представить себе «любительский» фильм, который бы снимался на профессиональную 3D-камеру. При каких обстоятельствах эти две вещи могут сойтись? Сценарист и режиссер «Найденной пленки в 3D» Стивен ДиДженнеро такие обстоятельства сумел придумать: герои его фильма – молодые фильммейкеры, задумавшие снять первый в истории трехмерный хоррор в старом доме где-то в Техасе. Съемки сопровождаются шуточками команды на тему того, как ненатурально все это выглядит и каким глупым должен быть зритель, чтобы платить за просмотр подобной ерунды. Но когда прямо во время съемок начинается паранормальная жуть, всем становится не до смеха: выдуманный хоррор-сюжет непостижимым образом превращается в реальность…
Как видим, жанр «найденной пленки» наконец-то превратился в самопародию – но такую самопародию, которая, возможно, еще впрыснет свежей крови в истрепавшуюся от частого употребления технологию (вспомним пример пародийного «Крика», по итогу оказавшегося не убийцей, а реаниматором слэшер-жанра). Кинодебют ДиДженнеро интересен уже тем, что он обшучивает жанровые условности, а его герои-фильммейкеры задаются по ходу дела правильными вопросами: как заставить зрителя поверить в очередной дурацкий сюжет о призраках? Какова мотивация оператора, маниакально снимающего все подряд, если в реальной жизни никто не ходит с постоянно включенной камерой?
Конечно, они далеко не первые, кому приходится решать такие вопросы. Профессионалы жанра постоянно сталкиваются с его ограничениями и охотно обсуждают эту тему. Так, продюсер «Паранормального явления» Джейсон Блум и режиссеры альманаха «ЗЛО» изложили в своих интервью ряд проверенных временем правил, которые следует соблюдать режиссерам, работающим сегодня с «найденными пленками».
Что это за правила?
– У оператора должна быть понятная каждому зрителю мотивация для съемок всех моментов, попавших на пленку («Это уникальный момент, такого больше никто не снимет!»).
– Трясти камеру не следует – на большом экране это выглядит ужасно, а зрителя все равно не обманешь – он прекрасно понимает, что съемку ведет профессионал («Что-то руки устали, я пока камеру на треногу поставлю»).
– Время «Ведьмы из Блэр» ушло, и не известные зрителю актеры уже давно не являются фишкой жанра. Старайтесь нанимать известных актеров, иначе вам будет сложно найти зрителя.
– Спецэффекты не должны смотреться четче и красивей, чем все остальное, – снимать видео нужно на хорошую камеру, но после наложения эффектов картинку требуется «замылить», перегнав ее в аналог и затем снова в «цифру».
– Не стоит перегибать палку с «кинематографичностью» – чем скучнее видео, тем оно реальней выглядит. В то же время не забывайте, что сплошные разговоры утомляют и долгая съемка пустопорожних диалогов тоже выглядит ненатурально.
– Если есть возможность соединить «найденную пленку» с традиционным фильммейкингом – делайте это. «Район № 9» от этого только выиграл.
– Обращаться к жанру «найденной пленки» имеет смысл, только если никак иначе придуманный вами сюжет не снимешь. В противном случае лучше не снимать его вообще.
– Актеры должны естественно реагировать на присутствие камеры, но не уделять ей слишком много внимания. Перекос в любую сторону ведет к потере либо натурализма, либо увлекательности.
– Старайтесь рассказывать историю с неожиданной стороны – например, от лица убийцы, а не жертв. Это выделит ее из массы однотипной продукции, скроенной по одному и тому же лекалу.
– Старайтесь не зацикливаться только на хорроре, есть ведь и другие жанры. Фантастика, комедия и пр. тоже могут иметь успех в жанре «найденной пленки»!
– Попытайтесь придумать способ, как вставить в сцену изображение с дополнительных камер и, если это возможно, постараться изменить сюжет соответствующим образом («Пускай неподалеку проедет полицейская машина, на них всегда установлены камеры!»).
– Не приносите сюжет в жертву техническому решению. Даже убедительные спецэффекты не помогут, если ваша история не увлекает.
– Любая идея от экспериментов с ней (например, аккуратной подгонки сценария под конкретную локацию или попыток разыгрывать одну и ту же сцену по-разному) становится только лучше.
Все эти рекомендации, безусловно, имеют смысл, но не содержат конкретики. Мы, со своей стороны, предлагаем пять вариантов сеттингов и технических решений, к которым только осталось придумать сюжет.
1. Поиграйте в ретро
Кинематограф был придуман еще в конце прошлого века, но на такую глубину фантазия любителей «найденных пленок» не забирается. А ведь при известной находчивости в этом жанре можно снять сюжет и столетней давности. Представьте: тайный эксперимент, одновременно снимаемый на несколько кинокамер с заводным механизмом, запись звука ведется на фонограф… Эксперимент, как водится, оборачивается катастрофой, его участники превращаются в зомби/мутантов/вампиров, камеры бесстрастно снимают происходящее. Уже в наше время эти забытые материалы обнаруживаются в полицейских архивах, реставрированные пленки монтируются, накладывается звук… Страшная тайна готова поразить умы современников!
А в чем суть эксперимента, спросите вы? Спиритический сеанс? Попытка оживления мертвых? Казнь массового убийцы? Да какая разница – главное, чтобы выглядело увлекательно.
2. Замахнитесь на высокие технологии
Сегодня мир вокруг нас настолько нашпигован камерами, что не нужно лишний раз включать свою собственную. Режиссеру достаточно притвориться хакером-виртуозом, который без труда может переключаться между камерами наблюдения, веб-камерами, мобильными телефонами в руках прохожих, – и проследить за чьими-то приключениями в гуще большого города станет несложно.
Сюжеты через подобную «оптику» можно демонстрировать самые разнообразные: поиск антидота против проглоченного яда, бегство от наемных убийц, попытка найти и обезвредить бомбу… Придумайте свой вариант. Один из плюсов использования «высоких технологий» – главный герой может даже не знать, что его снимают.
3. Попробуйте смешать киножанры
Продюсеры «Пятницы, 13-е» отказались от идеи смешивать фильм про знаменитого маньяка с «найденной пленкой», решив, что это несовместимые вещи. Им, конечно, видней, однако смешение жанров может выглядеть весело. А если еще добавить к этому щепоть порно… Представьте: компания молодых людей приезжает в лесной домик, чтобы как следует напиться и снять гэнг-бэнг со своим участием. Дом обвешан камерами, на диване извивается «человеческая многоножка», всем весело, но… Каждый раз, выходя в туалет или попить водички, кто-то из участников бесследно исчезает. А камеры одна за другой начинают «слепнуть», сломанные руками неизвестного убийцы. Увидим ли мы финал представления или камеры закончатся раньше, чем участники непристойной попойки?
Да, слэшер похожего типа уже существует – «Хэллоуин: Воскрешение» играл с темой реалити-шоу в «нехорошем доме». Но там изображение с видеокамер – лишь небольшая приправа к «основному блюду». И не забудьте про порно! Впрочем, кто боится цензурных ограничений, тот может поставить в центр сюжета… ну, скажем, запись видеоклипа для музыкальной группы или даже целого мюзикла. Потому что слэшер-мюзикл в стиле «найденной пленки» – это тоже здорово.
4. Чем проще, тем лучше
К чему выдумывать бесконечные поводы для включения камеры? Представим, что у главного героя просто заглючил мобильник, когда тот пытался снять начало какого-то интересного события, и выключить камеру стало невозможно. Теперь, пока не сядет батарея, мы будем следить за всеми его приключениями – благо герой постоянно на телефонной или Skype-связи с друзьями и не выпускает смартфон из рук.
Примеры? Высадка инопланетян, землетрясение, дождь из лягушек, пьяная драка Джонни Деппа с Эмбер Херд. Что наверняка заставило бы вас вынуть смартфон и начать съемку или стрим-трансляцию? Вот это пускай и произойдет.
5. Не недооценивайте скрытые камеры
Скрытые камеры используются любителями «найденных пленок» до преступного редко. А ведь сегодня такую камеру можно вставить хоть в пуговицу, хоть в очки. При том, что во многих интересных местах вам сегодня просто не дадут ничего снять на смартфон, использование шпионской камеры становится особенно актуальным.
Сделайте центрального персонажа гостем БДСМ-вечеринки, участником тайного ритуала или хотя бы уличным пранкером, разыгрывающим прохожих ради накрутки своего видеоблога, – и дальше сюжет начнет писать себя сам! Предположим, парень, над которым только что зло подшутили, оказался кем-то вроде Джейсона Вурхиза… Не станет ли этот розыгрыш последним в жизни пранкера?
* * *
Все это, конечно, шуточные идеи, но, как учит нас Голливуд, нет такой шутки, которую нельзя было бы превратить в интересное кино. Если же у вас есть собственные сюжеты, которыми не жаль поделиться, оставляйте их в комментариях – как знать, может быть, на этот материал наткнутся Тимур Бекмамбетов или Александр Роднянский, которым как раз не хватает свежих идей для будущих проектов? В одном мы уверены точно: жанру «найденной пленки» таких идей не хватает уже давно.