Де Ниро и Аль Пачино обсуждают свое бурное совместное прошлое в полицейском триллере "Право на убийство". Рэппер 50 Cent почтительно слушает.
Де Ниро с Аль Пачино, великие символы Настоящего Кино, воспринимаются сегодня как бывшие одноклассники. В школе дружили, теперь перезваниваются: "Как твои дела?" – "You talkin' to me?" Или, может, бывшие однополчане – явно из одного окопа, с одной системой Станиславского на двоих, с одним на двоих любимым городом и похожими ролями. Хотя вместе сыграли всего в трех фильмах: в «Крестном отце II» /The Godfather: Part II/ (1974) ни разу не столкнулись в общей сцене, а в совместном эпизоде в «Схватке» /Heat/ (1995) Майкла Манна по очереди оказывались расплывчатой тенью.
"Схватка" – единственное оправдание их новой совместной работы, «Право на убийство» /Righteous Kill/ (2008) Джона Эвнета. Не только оправдание, но и источник вдохновения, незаданный вопрос, на который "Право на убийство" довольно неуклюже отвечает. Де Ниро и Пачино играют здесь постаревших нью-йоркских копов, расследующих дело некоего серийного убийцы. Он карает только нехороших людей, оставляя на месте преступления дурно написанные морализаторские стишки. Как становится ясно практически с самого начала, один из полицейских, Турок (Де Ниро), давно уже возомнил себя мстителем и способен на подлог – он отправил в тюрьму человека за преступление, которого тот не совершал. Правда, человек этот совершил другое преступление, а порок должен быть наказан.
Все идет к тому, что именно Турок – серийный мститель, а его напарник Рустер покрывает делишки своего друга. Но по большому счету это не так уж важно. Де Ниро и Аль Пачино делают то, что завораживает зрителей уже несколько десятков лет: один каменеет, второй истерит, один ухмыляется, второй мрачнеет, один стреляет, стреляет и второй. Есть скучная логика в том, что теперь, после того, как оба побывали мафиозо, а потом один был преступником, а второй – копом, они играют копов-напарников. Но, право же, когда смотришь на этих людей, становится очевидно: у них столь бурное совместное прошлое, что им неважно, кого играть, и сюжет фильма отходит для них на второй план, им главное – пообщаться друг с другом.
Так что самое важное в фильме – подмигивания, цитаты и другие радости совместной работы двух великих актеров. Один называет другого бешеным быком. Другой говорит: "Что ж мне теперь, идти на курсы по управлению гневом?" Получается милый КВН, обаяние которого, как всегда, зависит не от качества шуток, а от харизмы исполнителей. У Де Ниро с Аль Пачино с харизмой все в порядке, кроме того, они получают огромное удовольствие от совместной работы, так что в итоге "Право на убийство" рассказывает не о полиции и моральных проблемах преступника, а о том, как все-таки приятно пообщаться с хорошим человеком.
Такое ощущение, что режиссер там где-то прыгает вокруг, кричит: "Мотор!" или "Представь себе, что ты в ярости!" – а актеры его отодвигают: слушай, не мешай, а? Мы давно не виделись, нам есть о чем поговорить, чего ты пристал? Кто этот человек с золотым зубом, рэппер 50 Cent? Играет дилера? Давай и его сюда, мы и с ним пообщаемся, вдруг он тоже хороший человек. Все люди хорошие. Ты, главное, не мешай. Так что ты там говорил, недавно видел Копполу? И как он? Не может быть!