Хоррор о путающем реальность и кошмары бывшем пациенте психушки, запертом в доме своего отца, радует актерской работой Тофера Грейса, но расстраивает отсутствием смелости и решительности
После жестокого убийства, совершенного еще в детстве, Том был отправлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу. По истечении 20-летнего заключения мужчина возвращается в старый фамильный особняк своего отца, не дожившего до воссоединения с сыном всего каких-то пару дней. По решению суда Том должен месяц провести в изоляции, исправно отвечая на звонки полицейского куратора, сдавая мочу на анализ и не допуская в дом посторонних, но в одиночестве бывшему узнику некомфортно, тем более что с возвращением в свою детскую комнату Том сталкивается с теми страхами, что преследовали его все прошедшие годы. Ситуация усугубляется тем, что, оставшись один на один с прошлым, мужчина не всегда понимает, что вокруг него реально, что является плодом его воображения, а что – проявлением психического заболевания, переданного по наследству от тирана-отца…
Переживающий настоящий ренессанс жанр фильмов ужасов в последние несколько лет начал дарить зрителям не только любопытные, нетривиальные сюжеты, но и встречи с актерами, которых встретить в «ужастиках» не особенно ожидаешь. Лучшие примеры этим словам – необыкновенный взлет популярности Патрика Уилсона, ставшего визитной карточкой франшизы «Заклятие», и Джон Красински, крайне удачно сменивший амплуа телекомика на испуганного отца семейства в «Тихом месте». Вышедшая на наши экраны «Истерия» позволяет фанатам посмотреть на еще одного популярного актера, попавшего в непривычную среду, – главную роль в фильме исполняет Тофер Грейс, давно выросший из тесных подростковых и юношеских романтических комедий, но пока так и не закрепившийся в чем-то более серьезном.
С точки зрения презентации Грейса как актера с широчайшим диапазоном возможностей картина в высшей степени удачна – Тофер по-прежнему невероятно обаятелен, искренен в кадре, в нем есть и шарм, и сила, и определенная ранимость, роль пугающегося каждого шороха психа ему дается очень легко. Благодаря тому что фильм делает несколько неожиданных сюжетных кульбитов, актеру удается изобразить богатейший спектр эмоций: от ужаса при виде мертвых тел до учащенного пульса при виде очаровательной девушки, доставившей в дом заказ. При всех огрехах сценария и заложенной в сюжет путанности повествования Тофер Грейс остается тем столпом, который удерживает вокруг себя остальные части картины.
А удерживать расползающиеся части мозаики приходится с полной выкладкой сил. Дело в том, что «Истерия» страдает от распространенной в жанре хоррор «болезни» – авторы придумывают для героев увлекательные ситуации и положения, но обосновать, почему они в них оказались, не берутся. Очень здорово, что Том остается один в огромном особняке отца после 20 лет, проведенных в камере психушки, круто, что его отец был успешен и богат, а потому в доме можно легко разместить солдатский полк, замечательно, что стены и полы строения скрывают множество ловушек и тайных ходов, но все вместе это выглядит притянутым за уши. Особенно вкупе со странным месячным условным освобождением, предполагающим нахождение в доме с браслетом на ноге, с регулярными отметками по видеосвязи и, главное, с условием полной изоляции – странный способ социализации для недавно освобождаемого из лечебницы.
Другая проблема фильма кроется в том, что его авторы, кажется, в определенный момент решили, что только психологического давления на героя и зрителей будет недостаточно, а потому им стоит «украсить» ленту кровью и живописным физическим насилием. Крайне неосмотрительный ход – фильм интересен ровно до того места, как совокупность шорохов, непонятных звонков, таинственных видеопленок и загадочного присутствия выливается в появление в доме нежелательного родственника. Другое дело, что в финале сделан легкий намек на неоднозначность показанного, но и он насквозь пропитан неуверенностью авторов в том, что они делают.
В результате фильм никак не назовешь прорывным, как то же самое «Тихое место» или указанные на постере «прародители» «Прочь» и «Судный день», но фильм смотрится за счет слаженной актерской работы, стараний оператора и мастеров звуковых эффектов, а также по причине неоднозначности поднятого в картине вопроса о том, имеет ли страсть к насилию наследственный характер и где находится грань между участием в преступлении и его непредотвращении. Возможно, сценарист и режиссер поталантливее Адама Аллека и Денниса Илиадиса сделали бы лучше, но пока имеем то что есть – «Истерию».
С 10 мая в кино.